Дохода мало, амбиций много

Итак, мы таки решили поучаствовать в интернет-строительстве и открыть собственный зал. Что нам для этого потребуется? Все, как всегда: помещение, оборудование, люди и реклама.

Дом для Интернета

Интернет-кафе должно быть на виду. По крайней мере, по двум причинам. Во-первых, посетителям в принципе должно быть удобно. Во-вторых, Интернет — это такой товар (или “услуга” — как угодно), о котором значительная часть (если не большая) публики имеет смутное представление. Посему нужно выбирать место так, чтобы оно привлекало случайных прохожих. Так часто и происходит: человек слышать-то об Интернете слышал, но никогда не видел. А тут шел мимо, заметил вывеску и решил зайти.

Подходят преимущественно первые этажи и подвалы. Для клуба на 20—30 компьютеров нужно 100—150 кв. метров. Соответственно аренда — 700—900 Ls в месяц.

Другим важным аспектом при выборе помещения является электропроводка. Электросеть заведения должна быть рассчитана на значительные нагрузки. Расчет простой: каждый компьютер потребляет 300 W, кондиционер — 7 kW. Плюс свет, кофейный аппарат и т. д.

Скорее всего, потребуется ремонт. Конкуренция обязывает клубы заботиться о собственном имидже и атмосфере внутри. Если это клуб для деловых посетителей, то нужен простой, но аккуратный дизайн. А вот игровой клуб отличает стиль. Взять, к примеру, AVI-Centrs. Расположенный в подвальном помещении, он сохранил атмосферу древнего замка, где современные рыцари бьются со сказочной нечистью. В любом случае, платить больше чем 50 Ls за кв. метр (за все, включая вентиляцию) — расточительство. Итого на ремонт — 4-5 тыс. Ls.

Надо подумать и о конфигурации зала. Признаком хорошего тона является такое расположение рабочих мест, когда не виден экран соседа. В идеале — можно соорудить из загородок отдельные кабинки. Или хотя бы расположить машины “ромашкой”. Для игрового клуба кабинки не обязательны, зато компьютеры лучше установить в ряд по 4-5 штук — чтобы командам было удобнее переговариваться, сражаясь друг против друга.

Выбирать готовую мебель (кабинки) или строить самому — решать владельцу. Для начала можно пройтись по клубам, посмотреть, как это сделано у конкурентов. В качестве удачных решений можно порекомендовать клубы Datoru pasaule (использованы оба типа компоновки — “ромашка” в игровой части и кабинки в VIP-зоне), MIB (несколько компактных комнат для командных игр), Vecais Kvakers (рядная конфигурация). Или можно посетить мебельные салоны Kate или Narbutas. Консультанты этих фирм охотно поделятся своими соображениями. Расходы на мебель — 1,5-2 тыс. Ls.

Памятуя о необходимости быть заметным с улицы, закажем и наружную рекламу. Лучше всего — световое табло. Расходы — 300—500 Ls.

И еще. Клуб относится к категории публичных заведений, поэтому санитарные стандарты здесь довольно строгие. Обязателен кондиционер (для помещения такого размера их нужно два). Это оздоровит атмосферу в самом клубе, да и компьютерам будет комфортнее, учитывая нагрузку. (Оптимальная температура — +18 оС.) Выделяем 1200 Ls x 2 = 2400 Ls.

Точка входа

У кого покупать компьютеры?

Есть два подхода. Можно договориться с одним продавцом. Желательно, чтобы это была большая уважаемая контора. А можно комплектовать машины самому, каждый раз проводя мини-тендеры. Хорошие цены можно получить в обоих случаях. Первый вариант в целом надежнее, но все-таки есть риск, что вышедшей из строя детали не окажется на складе. Второй вариант позволяет сэкономить на обслуживании, зато более “нервноопасный”.

Какие машины выбрать? Алгоритм прост — в игровых залах машины должны быть максимально мощными (Pentium III, мощные видеокарты последнего поколения), чтобы соответствовать уровню современных игр. В деловых заведениях можно обойтись компьютерами офисного типа (Celeron). При любом раскладе обязателен хороший монитор, минимум 17 дюймов. Допустим, наш клуб имеет два зала — игровой и рабочий. Поэтому считать будем по-среднему — 700 Ls за машину. Итого на технику — 700 x 30 = 21000 Ls.

Не забудем о программном обеспечении. Для игрового клуба достаточно Windows. А вот в деловом нужны (пусть не на всех, но все-таки) Office и, хотя бы на паре машин, Corel. Итак, резервируем 3000 Ls.

А вот игры покупать не нужно. Те версии, что необходимы для сетевых побоищ, распространяются бесплатно.

Зато нужна хорошая аппаратура для выхода в Интернет. Обычный радиолинк не годится, нужен как минимум SAF (3000 Ls) или новомодный Ultra DSL. Впрочем, можно порекомендовать сперва пообщаться с провайдерами и предложить разместить на своей территории их оборудование.

Итого затратная часть составит: ~33 000 Ls. Скорее всего, сразу потребуется половина этой суммы, остальную придется вложить в течение года (по мере расширения).

Деньги — на бочку

Помещение требует регулярной уборки. Основной контингент интернет-кафе — подростки, порядка от них не жди. Кроме того, машины нужно протирать специальным антистатиком каждый день, иначе умрут раньше времени. Вместе с туалетной бумагой, полотенцами, услугами уборщицы ежемесячно набегает 150 Ls.

Коммунальные платежи скромными тоже не назовешь. В первую очередь из-за электричества. 30 компьютеров и верхний свет “накрутят” его на 500 Ls.

Включим в счет 6—10 гигабайт трафика, что нажгут наши клиенты. Округленно — 100 Ls в месяц.

Каждые полгода придется модернизировать компьютеры (замена процессоров, видеокарт, винчестеров на более мощные/быстрые). Бюджет на upgrage — 100—200 Ls на машину. Нижний предел — минимальный расход, верхний — реальный. Разница появляется за счет скоропостижно умирающего “железа”, на которое кончилась гарантия.

Мебель тоже придется обновлять — в первую очередь стулья. Игроки — публика темпераментная, под ними стул-каталка за 30 Ls больше трех месяцев не живет.

“Мышки”, клавиатуры, наушники вообще приходится менять ежемесячно. Одно радует — стоят они дешево. Итого на “расходные” детали — 50 Ls в месяц.

Еще нужна реклама. Традиционная реклама, увы, не работает. Владельцы интернет-кафе ищут новые формы. Это может быть рассылка буклетов и купонных книжек по окрестным домам (если заведение расположено в спальном районе) или проведение чемпионатов и турниров на какой-нибудь приз. В среднем на саморекламу выделяем 50 Ls в месяц.

Ну и, наконец, зарплаты. Одновременно в зале на 30 и более машин должны дежурить двое. Один — с хорошим знанием компьютера, Интернета, программ и игр, чтобы помочь посетителям найти информацию или настроить игру.

Другой — “на подхвате” (касса, кофе и т. д.). Учитывая 12—16-часовой график работы, таких пар должно быть минимум две. Итого на зарплату — 600 Ls/месяц.

Итого расходов ежемесячно: ~3500 Ls.

Час расплаты

Как сэкономить?

Некоторые клубы, особенно игровые, поступают так: приглашают на работу профессиональных игроков, фанатов этого дела. Они знают компьютер, как собственный карман, ориентируются и в Сети. И при этом готовы работать чуть ли не за бесплатно, лишь бы иметь возможность играть сутками напролет.

Доход клуба — это, в первую очередь, Интернет. Кофе и прохладительные напитки прибыли, как правило, не приносят — они лишь для ассортимента. Кое-что можно заработать на продаже новых игр и книжек, мелких сувениров и аксессуаров с игровой символикой.

В хорошем месте хороший клуб собирает по 200—250 человек в день. Но за удачными днями всегда следуют неудачные, поэтому возьмем среднее значение — 100 человек в день.

Продолжительность сеанса зависит от специализации клуба. Часть деловых пользователей приходит чуть ли не на пять минут (почту проверить), а часть — сидит несколько часов кряду (поработать с документами, основательно порыться в Интернете). Игроки же обычно дольше двух часов не высиживают. Итого в среднем — 2 часа.

Стоимость часа можно сделать усредненной для всех: и для игроков, и для тех, кто лазит по Сети (и, следовательно, нажигает заграничный трафик). А можно сделать иначе: для игроков цена одна (0,5 Ls/час), для веб-серферов — другая (1 Ls/час). Значит, “оптимистично-среднее” составит 0,75 Ls/час. Итак, считаем: 100 x 2 x 0,75 = 150 Ls.

Итого доходы клуба могут составить 4000—5000 Ls в месяц. Следовательно, чистая прибыль — 500—1500 Ls/месяц.

Понятно, у одного клуба дела идут лучше, а у другого — хуже. Одни клубы активно развиваются — за одним залом открываются другие. Другие стоят на месте, уповая на то, что занимаются богоугодным делом, продвигая светлые идеи Интернета в массы. Общие же настроения радужные: несмотря на все проблемы, посетителей прибавляется. А где есть положительная динамика — есть и надежды.

Анатолий Коледа

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.