Как оценить бизнес при его покупке. Часть первая
За границей приблизительную стоимость компании можно узнать по котировке акций компании на бирже (ее нужно умножить на количество акций). Также стоимость определяется величиной контрольного пакета акций. При приобретении российских компаний этот подход не используется, ведь на фондовом рынке находится акции только крупных компаний. Именно поэтому для оценки при покупке российской компании используются другие подходы – доходный, рыночный и затратный.
При доходном подходе стоимость бизнеса определяют в зависимости от величины ожидаемых доходов. При этом стоимость бизнеса не будет большей, чем величина доходов за определенный период времени. В зависимости от степени детализации выделяют два метода оценки стоимости бизнеса:
1) Капитализация.
Этот метод используют, если предполагают, что уровень доходов останется на том же уровне, что и в данный момент. За будущий доход можно взять чистую прибыль, валовую прибыль или прибыль до уплаты налогов. Этот доход за определенный период (обычно за год) нужно разделить на ставку капитализации (это отношение рыночной стоимости к годовому доходу от бизнеса). Если в бизнесе будут задействованы собственные средства, то ставка будет рассчитываться с учетом информации по схожим бизнесам и является отношением прибыли от вложенных средств к величине этих средств. Если же планируется использование заемных средств, то ставку определяют с учетом условий финансирования на рынке по сравнимым объектам. Потенциальный покупатель может узнать об этих ставках из интернета или печатных изданий.
2) Дисконтирование денежных потоков.
Этот метод используется, если предполагается изменение будущих доходов. Для определения стоимости компании прежде всего требуется установить определенный период, в течение которого компания будет интересна покупателю. Далее нужно рассчитать будущие денежные потоки компании за этот период, после чего эти денежные потоки приводят к стоимости компании на данный момент, учитывая при этом темпы роста компании, инфляции и времени получения доходов. При этом рассчитывается ставка дисконтирования, которая показывает такую отдачу от вложенных средств, которая устроит потенциального покупателя. Часто за ставку дисконтирования принимают среднюю ставку по банковским депозитам.
Доходный подход дает возможность предположить несколько вариантов дальнейшего развития бизнеса, однако на определение уровня риска и выбор ставки капитализации (или дисконтирования) сильно влияет субъективный фактор.
Экономический журнал BusinessMan