Золотые быки Ламборгини. История создания зверя




Золотые быки Ламборгини. История создания зверя



Как и полвека назад, сейчас Lamborghini является для всех нас символом безумной мощи, бешеной скорости, итальянского шарма и роскоши. Однако откуда берутся такие дорогостоящие эксклюзивные спорткары и сколько времени и сил пришлось вложить их владельцу, Ферручио Ламборгини, чтобы все мы мгновенно узнавали значки с золотым быком, готовым к атаке на капотах этих роскошных спорткаров.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Начало империи роскошных авто

Создавать новые предприятия, быстро превращать их в процветающую компанию национального масштаба, потом продать и создать новые фирмы, уже в другой отрасли, – здесь нужен особый талант. Именно таким талантом и обладал Ферручио Ламборгини.

Первоначально господин Ферручио занимался выпуском тракторов, затем их сменило отопительное оборудование. А потом были престижные автомобили, скутеры и вино. Он расставался с созданными им компаниями без особого сожаления. Главным для него было заниматься тем делом, которое он считал наиболее интересным для себя в тот момент.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Ферручио Ламборгини родился в апреле 1916 года в небольшой деревушке Ренаццо ди Ченто в области Эмилия-Романия. Любопытно, что неподалеку тринадцатью годами ранее на свет появился Энцо Феррари, человек, с которым наш герой соперничал в бизнесе в 60-80-е годы. Ему сама судьба, казалось бы, сулила безмятежную сельскую жизнь. Его родители были вполне преуспевающими фермерами, собирали богатые урожаи винограда, изготавливали вино и видели сына продолжателем своего дела. Но юный Ферручио больше всего интересовался техникой. В середине 1930-х годов он поступил на факультет промышленного дизайна Болонского университета, где изучал устройство тракторов и других сельскохозяйственных машин.

Но поработать по специальности молодому человеку не удалось. Началась Вторая мировая война, и рядовой Ламборгини оказался на острове Родос, на аэродроме итальянских ВВС, державших в напряжении английские коммуникации в Восточном Средиземноморье. Уже тогда проявился технический гений будущего создателя суперавтомобилей. При минимуме запчастей и острой нехватке времени он умудрялся ремонтировать, казалось бы, самые безнадежные моторы.

Потерпев поражение в войне, Италия во второй половине 1940-х годов жила в большой нужде, но особенно пострадало сельское хозяйство, лишившееся почти всей техники. Интернированный капрал Ламборгини, вернувшись в родную Эмилию-Романию, быстро составил план действий. Используя свои незаурядные инженерно-технические навыки, он собрал из металлолома один трактор. Затем другой, третий. Продав их, заработал первоначальный капитал. Чуть позже на вырученные деньги стал скупать излишки военной техники, ржавевшей на полях.

Работая с небольшим штатом помощников, Ламборгини начал изготавливать небольшие тракторы, спрос на которые оказался огромен. Уже в 1949 году он открыл свою первую фабрику по производству тракторов и основал компанию Lamborghini Trattori. Так был дан старт первому успешному проекту.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Италия еще не оправилась после войны, но стараниями Ламборгини обрела собственную тракторную промышленность. Спрос был устойчив, машины, сходившие с конвейера фабрики в городе Ченто, оказались настолько удачными, что успешно конкурировали с американскими «Катерпилларами». Тогда же Ламборгини придумал символ своего бизнеса – фигурку быка, украсившую тракторные капоты.

Если в 1949 году с конвейеров Lamborghini Trattori сходила одна машина в день, то в середине 1950-х – уже более 400! Успех компании был обусловлен исключительными техническими характеристиками и надежностью товара. Именно на этом основан и успех компании Ford. Ламборгини лично принимал участие в проектировании и испытаниях новой техники. Технические познания и интуиция позволяли ему опережать конкурентов. В 1952 году к гамме легких тракторов добавились средние и тяжелые. Глава компании посчитал, что оснащать машины дизелями собственной конструкции выгоднее, чем покупать моторы за рубежом. За счет этого ему удалось еще более удешевить свою продукцию. В конце 1950-х Lamborghini Trattori фактически стала монопольным производителем тракторной техники в Италии и одной из ведущих компаний этого профиля в Европе.

Быки и нагреватели

Однако, посвятив тракторам примерно 15 лет, владелец Lamborghini Trattori почувствовал некий психологический дискомфорт. Бизнес развивался устойчиво и не требовал постоянного внимания со стороны его создателя. Ламборгини ощутил нечто вроде пресыщения. Дело сделано, а что дальше?

Дальше был новый бизнес. В 1960 году в области Пьеве ди Ченто начала работать новая компания Lamborghini Bruciatori, выпускающая промышленные нагреватели и охладители. Причин такого демарша было две. Первая: подобная продукция в Италии не выпускалась, и Ламборгини хотел уменьшить экспортную зависимость своей страны. Вторая: разместив производство в экономически отсталой области, он создавал новые рабочие места, укреплял местный бюджет – одним словом, подтягивал Пьеве ди Ченто к уровню развитых регионов. Решение задач столь солидного, общенационального масштаба, по признанию самого бизнесмена, было очень важно для него.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Всего за три года производство новой продукции стало прибыльным. Нагреватели и охладители с быком на кожухе завоевали Италию. В быстром восстановлении экономики страны была велика роль Ламборгини. Это хорошо понимали общественность и власти республики. Итальянское правительство наградило предпринимателя одной из высших наград страны, присвоив ему титул Commendatore, а президент сделал его Cavaliere del Lavoro (Кавалером Лаврового венка).

Быки и автомобили

Чувство, подобное тому, что было пережито в конце 1950-х, Ламборгини ощутил в 1963 году. Обе его компании работали как часы, и это становилось скучным. Плюс ко всему, Ламборгини начал завидовать славе Энцо Феррари, чья звезда ярко засветилась на экономическом небосклоне в 1950-е годы.

Существует легенда, согласно которой два великих бизнесмена спорили о качестве машин Ferrari. Ламборгини считал их надежность низкой, а Феррари посоветовал ему следить за надежностью его тракторов и нагревателей. В ответ взбешенный основатель Lamborghini Trattori поклялся создать автомобиль, превосходящий изделия знаменитой «скудерии».

На самом деле, как указывают биографы Ламборгини, решение о начале производства автомобилей было им принято в связи с неутоленной тягой к этим машинам. Еще в 1948 году он принял участие в знаменитой автогонке Millio Miglia («Тысяча миль») на слегка переделанной малолитражке Fiat-Toppolino. Тот опыт оказался неудачным: молодой Ферручио разбил машину в самом начале состязаний. В повседневной практике Ламборгини пользовался мощными спортивными авто. И, по собственному его признанию, ощущал недостатки таких марок, как Ferrari, Lotus, Mazeratti, Matra, Chrysler и др.

В 1963 году в городке Санта-Агата под Болоньей была основана третья компания нашего героя – Automobili Ferruccio Lamborghini. Ламборгини пошел на серьезный риск. Во-первых, он продал большую долю акций своих старых предприятий. А во-вторых, он влезал в новое дело, где конкуренция была очень сильна. Италия традиционно считалась лидером в производстве спортивных автомобилей, в этой стране с успехом вершили свой бизнес такие гранды, как Энцо Феррари и Джанни Аньелли. И тем не менее, уже в середине 1960-х автомобили Lamborghini с быком на капоте получили признание в Европе. В конце 1960-х они начали победоносное шествование по всему миру.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Что предопределило успех Ламборгини на новом поприще? Он очень четко обозначил рамки, в которых должен развиваться новый бизнес, определил особенные черты своих автомобилей. В условиях насыщенного рынка они должны нести определенные фамильные черты.

Вторая составляющая успеха продукции Ламборгини – эксклюзивность. Это качество было присуще и его тракторам, и нагревателям, и автомобилям. На фоне дорогих, но прошедших конвейер Ferrari машины с быком выглядели очень привлекательно.

И третье: к сотрудничеству со своей компанией Ламборгини привлек молодых малоизвестных инженеров и дизайнеров, предоставив им полную свободу действий. Сейчас имена Джампаоло Даллары, Паоло Станцани, Джотто Бизарини известны всему миру. Свое мастерство они оттачивали на первых автомобилях марки Lamborghini. Вершиной совместной работы нашего героя с группой специалистов-новаторов стал автомобиль Lamborghini-Countach, выпущенный в свет в 1971 году и сразу признанный лучшим в своем классе.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Countach находился на конвейере 19 лет – небывалый срок для такого класса авто.

В начале 1970-х годов Ламборгини также начал изготавливать сверхскоростные катера, скутеры, моторы. В этом направлении ему тоже сопутствовал успех.

Возвращение «на землю»

В 1972 году разразился мировой энергетический кризис. Он сильно ударил по автомобильной промышленности, но сильнее всего пострадал сектор дорогих спортивных машин. Ферручио Ламборгини, ощущавший к тому времени знакомое ему чувство пресыщения, раздумывал недолго. Он продал 51% акций своей автомобильной компании швейцарскому миллиардеру Россетти и увлекся виноделием. Двумя годами позже остальные акции были проданы другому промышленнику – Рене Лимьеру. И знаменитый бизнесмен окончательно отошел от дел, удалившись в купленное им самим имение в области Умбрия. До самой смерти в 1993 году он занимался выращиванием винограда и производством элитных вин. Это было скорее хобби, нежели серьезный бизнес, хотя вино «от Ламборгини» отлично раскупалось.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Причиной, побудившей некогда честолюбивого промышленника с такой легкостью расстаться со своим любимым детищем, была усталость. Ламборгини не раз подчеркивал, что супержесткий ритм, в котором он жил почти 30 лет, в конце концов утомил его. Возвращение «на землю» (а именно так он позиционировал свое пребывание в Умбрии) оказалось благом для организатора нескольких сверхуспешных бизнесов.

А основанная им автомобильная компания продолжала развиваться, хотя и неровно. В 1978 году она едва не обанкротилась: неудачной оказалась попытка войти в новый сегмент рынка и производить внедорожники. В этом более успешной оказалась компания Volkswagen. Lamborghini спасли антикризисные управляющие Алессандро Артес и Джулио Альфиери. В 1980 году они продали компанию братьям Мимран, владельцам крупнейшей в Италии продуктовой «империи».

В 1987 году произошел еще один поворот в истории автомобильного брэнда. Братья Мимран, поднявшие рухнувшего было быка, продали компанию концерну Chrysler. Новый президент Lamborghini Эмилио Новаро так энергично повел дело, что в 1990-1991 годах уровень продаж превысил показатели начала 1970-х годов. В 1991 году знаменитый, но уже устаревший Countach уступил место на конвейере новой модели – Diablo.

Золотые быки Ламборгини. История создания зверя

Год спустя продажи снова начали падать. И хотя Новаро сумел восстановить прежние позиции, в 1994 году руководство Chrysler решило продать Lamborghini индонезийской компании MegaTech. Дела шли ни шатко ни валко. В немалой степени это было связано с тем, что среди акционеров оказался Хуотомо Сухарто, сын индонезийского диктатора. Волнения в этой стране смели режим Сухарто.

Однако брэнд со знаменитым быком уцелел. В 1998 году компанию купила группа Audi. Она стала именоваться Automobili Lamborghini Conducting. Сейчас в ней три основных направления: кроме сугубо автомобильного, это выпуск катеров, а также лицензирование и продажа морских двигателей.

Даже после создания постулатов Феруччио Ламборгини, они остались главными критериями успеха компании:

Для успеха на рынке автомобили Lamborghini должны быть агрессивными, легкими в управлении и немного экзотичными.

– Автомобиль Lamborghini должен быть совершенным, но не превращаться в «техническую бомбу», напичканную дорогими аксессуарами.

– Машина должна стоить хотя бы на $1600 дешевле, чем Ferrari.



Читайте также: