Должностная инструкция официанта ресторана
В каждом кафе или ресторане есть должность официанта. Что входит в обязанности официанта кафе? Главной его обязанностью его является обслуживание посетителей заведения. Казалось бы, таким сотрудником может стать любой желающий, но тем не менее, есть специальные колледжи и школы, которые занимаются подготовкой кадров для общепита.
Наиболее важные качества чтобы выполнять должностные обязанности официанта – это трудолюбие и умение находить общий язык с людьми. Также немаловажным будет знание этикета, и умение сервировать стол. Впрочем, такие знания можно получить и в процессе выполнения своих обязанностей.
Должностная инструкция
Общие положения
Должность относится к разряду рабочих.
Должность может замещать как человек, имеющий специальное образование, так и человек, имеющий непрофильное среднее образование. Требование к стажу работы — минимальный срок работы в должности должен составлять 6 месяцев.
Назначение и снятие с должности происходит по распоряжению директора.
Официант должен уметь и знать:
- правила, в соответствии с которыми производится сервировка стола;
- основные характеристики, очерёдность и температурный режим подачи блюд;
- отпускные цены на реализуемые блюда;
- требования, предъявляемые к столовым приборам, столовому белью, посуде;
- правильно эксплуатировать оборудование и инвентарь, используемые в своей работе;
- уметь проводить расчёты с клиентами;
- нормативы по охране труда, пожарной безопасности и санитарные нормы.
В ходе выполнения своих обязанностей сотрудники на этой должности должны руководствоваться:
- законами Российской Федерации;
- нормативными документами фирмы;
- распоряжениями руководства;
- данной инструкцией.
Прямым начальником официанта является старший официант и директор.
Во время отсутствия сотрудника на рабочем месте по уважительной причине, директором назначается сотрудник, которые его будет замещать. При этом замещающий сотрудник соблюдает данную инструкцию.
Обязанности официанта в ресторане
- Обслуживание клиентов заведения в соответствии с меню.
- Сервировка столов.
- Резервирование столиков.
- Уборка посуды за гостями заведения.
- Работа в соответствии с внутренним распорядком организации.
- Соблюдение техники безопасности, санитарных норм и правил пожарной безопасности.
- Выполнение распоряжений начальства в соответствии со своими обязанностями.
- Сдача и приём смены в соответствии с нормами законодательства и нормативными актами, принятыми на предприятии.
- Ведение необходимых документов.
Права
- Ознакомление со всеми документами, которые имеют отношение к исполнению функции официанта.
- Ознакомление со всеми потенциальными решениями руководства, имеющими отношение к его работе.
- Внесение предложений, касающихся повышения производительности и качества своей работы.
- Направлять запросы о предоставлении информации или документов, необходимых для качественного функционирования.
- Все права, которые закреплены за работниками в трудовом кодексе Российской Федерации.
Ответственность наступает в следующих случаях:
- если нарушается должностная инструкция официанта ресторана;
- за безответственное отношение к своим обязанностям официант несёт ответственность в рамках трудового законодательства РФ;
- в случае правонарушений ответственность будет нестись по уголовному, административному или гражданскому кодексу.
Подробнее об обязанностях
Основной обязанностью официанта, как главного действующего лица, которое общается с гостями, является гостеприимство и вежливость. Встречая и обслуживая гостей заведения, официанты должны быть приятными в общении и прямо-таки излучать желание помочь. В противном случае посетители вряд ли захотят ещё раз посещать заведение, даже если блюда были изумительными.
Официант должен знать, из чего приготовлены блюда, которыми наполнено меню. Нужно уметь порекомендовать гостям такие блюда, чтобы они остались довольны. Ведь посетитель может оказаться вегетарианцем или веганом, возможно религиозные убеждения не позволяют употреблять определённые виды продуктов. Поэтому официант должен не только знать из чего сделано то или иное блюдо, но и каким способом оно приготовлено и какие ингредиенты входят в его состав. Также важно знать, сколько уйдёт времени на приготовление того или иного блюда.
Кроме меню, сотрудник, обслуживающий клиентов должен уметь порекомендовать соответствующие спиртные напитки, которые отлично подойдут к заказанным блюдам. Если в барном меню присутствуют коктейли, то нужно знать все ингредиенты, которые входят в его состав, вкус и внешний вид коктейля.
Работник зала, который обслуживает клиентов должен знать, какие продукты отсутствуют в данный момент и соответственно какие блюда не могут быть приготовлены. Так же следует быть в курсе, какие блюда или закуски, на данный момент в ограниченном количестве, чтобы в случае большой компании, кто-то из посетителей не остался без заказанного блюда.
Любой человек, принятый на должность официанта, должен знать и понимать, как правильно сервировать стол, разбираться в столовых приборах, барном стекле и столовом белье. Он должен знать и уметь правильно привести в порядок стол после посетителей, уметь убрать на столе, в случае если гости что-то разлили или разбили.
Персонал, обслуживающий клиентов должен знать, в какой последовательности и каким образом подавать блюда, закуски и напитки. Нужно уметь правильно убрать посуду, чтобы клиенты не сидели за столом, с грудой грязной посуды, уметь правильно встретить и рассчитать посетителей.
Хорошо, если вы сможете держать своих клиентов в поле зрения, чтобы при необходимости помочь им. Не стоит забывать и об элементарной вежливости, не забывать пожелать «приятного аппетита», поздороваться и тому подобное.
Совершенно естественно, что внешний вид официанта должен быть опрятным. Мы даже не будем говорить о безупречной чистоте одежды – это вообще без вариантов. Опрятность, в данном случае, это выглаженная одежда, причёска, аккуратные ногти, гигиена полости рта, чистая обувь и тому подобные нюансы, которые сильно влияют на впечатление от персонала и от заведения в целом.
Выписывать счёт следует внимательно, не пытаться обсчитывать клиентов. Если вам вернули счёт со словом «спасибо», то это обычно предполагает, что сдачу можно не давать. Если же гость не сказал «спасибо», то не нужно прятаться от него, пытаясь «отжать» чаевые. Естественно, что, даже если чаевые вам показались небольшими или их не было совсем, это не отменяет обязанности официанта вежливо проводить гостя.
Совершенно естественно, что человек обслуживающий гостей заведения должен быть здоров. И мы сейчас не о медицинской книжке – она обязательно должна быть. В данном случае хочется отметить, что официант, с сопливым носом и кашлем – это не лучшая реклама заведению. Если ваш сотрудник заболел, то пусть лучше лечится дома, чем способствует распространению инфекции. Ну и, конечно, на работе нужно быть трезвым.
Резюме
Обязанности старшего официанта в ресторане практически такие же, как и просто официанта. Отличия состоят в том, что ему подчиняются официанты, а сам он подчиняется непосредственно директору.