Активные и пассивные счета бухгалтерского учета
Для функционирующего субъекта предпринимательства характерны ежедневные проводки по финансовым операциям. Активные и пассивные счета бухгалтерского учета позволяют их учесть и систематизировать. Все они подразделяются на три типа. В зависимости от предмета, в отношении которого производятся действия, они могут быть учтены на активном, пассивном или активно-пассивном счетах. Что на них должно быть учтено и чем они отличаются?
Основы бухгалтерского учета
Активные
Активный счет — это документ, в котором отображена информация о движении денежных средств в отношении активов предприятия. К их категории относится собственность субъекта предпринимательства, использование или эксплуатация которой является причиной:
- получения материальной выгоды;
- приумножению капитала.
Активный счет и его структура
Их отличительной чертой является наличие дебетового или отсутствие кредитового сальдо. Оно также может иметь нулевое значение. Увеличение средств по активу отражается по дебету, а их уменьшение интерпретируется по кредиту. На активных счетах отображается движение финансовых средств в кассе предприятия, а также при расходе их на закупку средств на обеспечение функционирования предприятия.
Пассивные
Пассчивный счет и его структура
Пассивный счет — это учет пассивов предприятия. На нем по дебету отражается его уменьшение, а по кредиту увеличение. К пассивам субъекта хозяйствования относятся объекты его собственности, не приносящие материальной выгоды, содержание которых требует дополнительных инвестиций. Сальдо по пассивке всегда равно нулю или соответствует кредитовому статусу. Оно не может быть дебетовым.
Взаимосвязь активных и пассивных счетов
На нем отражаются расчеты с контрагентами по займам, выдаваемым и получаемым на непродолжительный временной период, а также уменьшение стоимости основных средств субъекта предпринимательской деятельности в результате амортизации. К примеру, на счету 70 отображаются расчеты с наемными сотрудниками по оплате их труда. Однако, в зависимости от производимой операции, он также может относиться и к категории активного. На пассивном счету учитываются также движения по уставному капиталу.
Активно-пассивные
Активно-пассивный счет — это документ, в котором учтено движение финансовых средств по объекту собственности, который может быть активом или пассивом субъекта хозяйствования.
Для него актуальны правила, применяемые для обоих видов счетов. На них могут быть учтены активы и пассивы, а их сальдо может иметь дебетовый или кредитовый характер.
Пример
Счет 62 отображает проведенные расчеты субъекта хозяйствования с контрагентами, которыми могут быть покупатели и заказчики. В ракурсе активного документа он функционирует при поставке товара покупателю, в результате чего формируется дебиторская задолженность покупателя. Она является его активом, в результате чего его увеличение отображается на 62. После оплаты товара задолженность уменьшается, и она уже отображается по кредиту. В данной ситуации тип документа является активным.
Признаки активно-пассивных счетов
Пассивным он может быть в случае перечисления покупателем аванса за еще не переданный товар. В результате таких действий формируется кредиторская задолженность перед покупателем, являющаяся пассивом компании. После отгрузки товара, долг уменьшается, а движение денег отражается по дебету.
Таблица активно-пассивных счетов
Активные, пассивные и активно-пассивные счета, таблица
Таблица пассивных счетов
Все виды документов отображаются в бухгалтерских таблицах. Наиболее популярные из них связаны с общими операциями, такими как расчеты с контрагентами, оплата обязательных сборов и заработной платы.
Таблица активных счетов
На 71 счету отражается движение средств по подотчетным лицам. На 60 фиксируются взаиморасчеты с контрагентами. 68 документ позволяет получить информацию об уплаченных обязательных платежах в уполномоченные органы, а 19 — об оплаченном НДС. На 75 можно ознакомиться с расчетами, произведенными с учредителями, а на 76 — с дебиторами и с кредиторами. Все расчеты по продажам результата труда субъекта вносятся на 90 документ, а на 91 указываются прочие доходы, не отнесенные к основной деятельности предприятия.