ЧИСТЫЙ БИЗНЕС
Примерно 30 тысяч прачечных в США приносят более $3 млрд. ежегодного дохода. При этом ни один из владельцев не имеет более 200 прачечных.
Не так давно американец Патрик Клифтон решил основать дело, связанное с прачечными самообслуживания. Он создал компанию по оказанию этого вида услуг и теперь уверен, что обнаружил “золотую жилу”. По его мнению, прачечные самообслуживания в Штатах явно не успевают удовлетворять все возрастающие потребности населения.
Выбирая прачечные, Клифтон сознательно остановился на бизнесе, где другим не повезло. К примеру, в начале 80-х фирма “Дадз энд Садз” попыталась сделать Америку чище, открыв 80 подобных прачечных, которые помимо всего включали в себя еще пивные бары и музыкальные автоматы. Эта фирма разорилась в 1989 году.
Клифтон, внимательно проанализировавший причины столь печального итога, сделал вывод, что “Дадз энд Садз” совершила две ошибки: первая - создала атмосферу бара в местах, наиболее часто посещаемых женщинами, и вторая - расположила прачечные в студенческих городках, в то время как основная часть посетителей таких прачечных проживает в так называемых “спальных районах”.
Компания Клифтона начиналась с 16 прачечных в пяти штатах, однако довольно быстро ему удалось создать целую сеть прачечных пунктов на всей территории США. Цель Клифтона - довести количество своих прачечных до ста. Это удачный и по-настоящему крупный бизнес. Достаточно сказать, что мультимиллионер Джон Кладж владеет 130 прачечными самообслуживания и в свое время тоже начинал с малого.
Проект с прачечными самообслуживания Клифтон запустил вместе со своим другом Питером Эксоном. Составив бизнес-план и поработав с инвесторами, они реализовали две трети акций своей новой компании, получив за них $10 млн.: 90% - от крупных инвесторов, а остальное - от друзей.
Большая часть этих денег была потрачена на аренду и обустройство прачечных. Затем потребовался почти год, чтобы получить банковский кредит в $20 млн., достаточный для оборудования примерно 70 прачечных сверхсовременными стиральными машинами и сушильными шкафами.
Обосновался Клифтон в Чикаго, и именно оттуда он начал большое наступление на Америку. Новые сверкающие нержавейкой стиральные машины и сушильные шкафы выстроились вдоль проходов и стен. Специальные тележки на резиновых колесиках бесшумно и мягко скользят по белоснежному кафельному полу. На каждом столике работает цветной телевизор. Дети с удовольствием играют различными игрушками в специально отведенном для этого месте. Все работники Клифтона могут в любой момент помочь посетителям и при необходимости выполнить за них некоторые работы.
Стиральные машины, установленные в прачечных Клифтона, включаются после того, как клиент опустил в них соответствующую монету. Контроль поступления наличных денег осуществляется с помощью компьютеров, так как все стиральные машины подсоединены к центральной компьютерной сети. Каждая поступающая монета регистрируется и вносится в утренние отчеты, в которых подводятся итоги работы за предыдущий день.
Клифтон программирует стиральные машины на прием определенной суммы денег. В любой момент он может регулировать спрос, например, путем снижения стоимости услуг до $0,50 за одну загрузку стиральной машины по средам, когда клиентов немного и в прачечной используется не более 10% всего оборудования. По воскресеньям, когда машины работают на полную мощность, стоимость загрузки можно увеличить до $1,5.
Клифтон считает, что этот “монетный прием” вполне может перерасти в нечто большее. Он намеревается сделать то, что в свое время сделал в США Блокбастер с домашним видео, создав сеть видеомагазинов, что позволило связать воедино весь беспорядочный бизнес и заставить его работать более эффективно.
Какими же преимуществами отличается этот, на первый взгляд банальный “бытовой” бизнес? Прежде всего, он не очень подвержен сезонным колебаниям, спады производства никоим образом не отражаются на нем. Расплата производится наличными, следовательно, не надо разбираться со счетами. Но особенно приятно для бизнесменов то, что посетители практически сами выполняют основную часть всей работы. В общем, совсем как в нашем туалетном бизнесе. Ни проблем, ни банкротств.
Сейчас Клифтон и Экс вполне уверены в правильности своего выбора и чувствуют себя победителями. То же чувство испытывают и инвесторы, готовые вложить дополнительные средства в большую стирку по-американски. Интересно, выживут ли в этой борьбе домашние стиральные машины?
Приглашаю посетить мой сайт www.zt.ukrpack.net/bizzon . На нем можно ознакомиться с моей технологией изготовления визиток, вариантами домашнего бизнеса: изготовление фотоальбомов, специализированная почтовая служба.
Информацию подготовил: Доценко Александр
E-mail: bizzon@ukrpost.net
Сайт: zt.ukrpack.net/bizzon
Источник: Журнал “Приемы и идеи в бизнесе”/”Карьера” № 1, 2000
Автор: Саша Рокс