Краудфандинг — что это такое?
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).
Какие черты личности отличают человека-предпринимателя от человека, не имеющего таких способностей? Вовсе не наличие финансовых средств, чтобы начать и вести бизнес.
Настоящий предприниматель обладает способностью к генерации идей, организации деятельности и дальновидностью в принятии решений. Если всё это имеется, но денег на реализацию идеи нет, то вам может помочь такое явление, как краудфандинг.
Краудфандинг – что это?
Наиболее общее объяснение этому понятию нам дает Википедия:
«Краудфандинг (народное финансирование, от английского сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе (как правило, через Интернет), чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов)».
Такой сбор средств может происходить как с коммерческими целями (поддержка стартапов и создания новых компаний), так и с благотворительными (помощь пострадавшим в катастрофах и т.д.). Для того, чтобы принять участие в краудфандинге как реципиент, необходимо четко сформулировать цель сбора денег, обозначить нужную сумму и обосновать все расходы. Вся эта информация, а также данные о текущем состоянии сбора средств должны быть доступны каждому (обычно это происходит на специальных сайтах в сети Интернет).
Краудфандинг начал свою историю довольно давно, и сейчас является достаточно популярным способом сбора денег от неравнодушных на реализацию своей цели. Музыканты, художники и другие деятели искусства часто прибегают к использованию краудфандинга – как правило, их поклонники и просто любители искусства не прочь пожертвовать небольшую сумму денег, чтобы их кумир смог реализовать очередной творческий проект. Краудфандинг в бизнесе привлекает доноров тем, что стартапы, на реализацию которых собираются деньги, имеют оригинальные и свежие идеи, проигнорировать которые очень сложно.
Схема краудфандинга
Всем известно выражение «с миру по нитке – голому рубаха». Им можно описать и процесс краудфандинга. Если у одних людей есть отличные идеи и способы их воплощения в жизнь, а у других есть деньги для этого – то почему бы им не объединить усилия и создать вместе что-то действительно стоящее?
Однако, конечно, большие проекты, для реализации которых нужна внушительная сумма денег, требуют и крупных инвесторов. Собирать деньги мелкими взносами не всегда бывает оправдано, так как это может затянуться на длительное время, и к тому же, неизвестно, соберется ли вообще когда-нибудь необходимая сумма. Но если проект действительно интересный, то крупные инвесторы (или не очень крупные, но тем не менее, всё равно значительные) обычно не заставляют себя долго ждать.
Участники процесса краудфандинга, а именно те люди, которые осуществляют денежные взносы, далее получают определенный процент, который определяется суммой их взносов. В связи с этим, краудфандинг можно сравнить с неким кредитом, который выдается на ведение бизнеса. Однако, для предпринимателя краудфандинг имеет большое преимущество перед обычной схемой банковских кредитов: если в случае с кредитом процент необходимо выплачивать вне зависимости от прибыльности проекта и его дальнейшего развития, то используя краудфандинг, можно сначала неплохо развить дело, а уже потом «благодарить» процентами всех принявших в этом участие.
Недоверие к краудфандингу
Изначально краудфандинг был основан на следующем принципе: тысячи и миллионы людей присылают по 1-5 долларов (или сколько не жалко) на реализацию какого-то большого проекта – создания кинофильма, выхода в свет художественной книги или поддержание деятельности какой-либо общественной организации.
Именно так в 1997 году фанаты музыкальной группы Marillion собрали почти 60 тысяч долларов ради того, чтобы их кумиры проехались по всей Америке с концертами. Однако, со временем первоначальные принципы краудфандинга немного стерлись и сейчас это больше ассоциируется именно с инвесторской помощью молодым стартаперам. А везде, где фигурируют деньги, появляются люди, желающие наживиться на доверчивости других.
А в сети Интернет таких мошенников довольно много, которые создают «липовые» проекты и якобы собирают на них деньги. Конечно, их деятельность существенно подорвала доверие к всевозможным сборам денег через всемирную сеть. Однако, несмотря на это, явление краудфандинга не собирается никуда исчезать и только развивается дальше.
Для инвесторов, не важно крупных или мелких, краудфандинг – это не только способ получения прибыли (то есть, своих процентов) от реализации стартапа, но и возможность поучаствовать в интересном проекте и получить от этого моральную и эмоциональную удовлетворенность.