Маркетинговый план, этапы его разработки и цели
Каждый начальник из-за существующей конкуренции задает себе ряд вопросов, важных для процветания бизнеса: куда движется фирма, как привлекать потребителей, как сократить издержки на производстве, как умножить прибыль с помощью техники маркетинга? Маркетинговый план как раз может дать конкретные ответы на эти вопросы. Его можно сравнить с компасом или картою, которая нужна любому путешественнику, чтобы сориентироваться в пути.
Содержание статьи:
Маркетинговый план в бизнес-плане
Если изначально грамотно подойти к обдумыванию всех нюансов нового бизнеса, тогда можно рассчитывать на его прибыльность. Первым шагом должно быть составление бизнес-плана новой предпринимательской деятельности. Можно сказать, что он является документом, который в конкретный период времени описывает состояние бизнеса по обусловленным параметрам.
Также это одна из наиболее важных частей, поскольку описывает непосредственно характер будущего бизнеса и способ, благодаря которому можно надеяться на успех. Его цель – описать число покупателей определенного продукта на рынке, обосновать, почему потребители должны выбрать не конкурента, а вашу продукцию, показать, какие акценты высветлить в стратегии рекламы и реализации продукции, а также в ценовой политике.
Также он является описанием совокупности решений и мероприятий, которые исполнятся на практике в намеченное время. Оформляется он в виде отдельного документа.
Финансовый план предшествует маркетинговому и является не менее важным разделом. Это комплексная часть для развития и функционирования компании в денежном выражении.
Организационный план в свою очередь показывает, что предприятие обладает ценным и квалифицированным персоналом, который в состоянии осуществить инвестиционный проект, а опытные менеджеры смогут разумно распределить обязанности по реализации проекта. Об этом можно прочесть здесь.
Основой для написания являются данные по изучению сегментов рынка, на которых работает предприятия, исследование внутренних ресурсов и ситуаций, целей и задач предприятия, которые нужно достичь в определенный период. Он обычно включает в себя маркетинговые исследования. Потому, если вы его составляете, займитесь хотя бы самыми малыми исследованиями рынка и внутреннего аудита.
Цели
В общем, цель сводится к одному – максимально возможно увеличить прибыль. Тем не менее, для каждого конкретного случая цель нужно указать конкретней. Цель, на какую вы рассчитываете в конечном итоге, может зависеть от множества факторов. Скажем, ваш бизнес развивается уже не первый год, и вы с помощью нового документа и выводов. сделанных на основе исследований рынка, намерены не только повысить продажи, но и предоставить новый товар или переориентировать старый товар на иную группу покупателей. Основная задача должна быть четко сформулирована и ее нужно придерживаться на протяжении всего пути. Также цели должны быть конкретными, реалистичными, достижимыми, ограниченными по времени и согласованными между собой.
Структура документа
Так выглядит стандартная структура:
- Резюме. Краткое описание основных направлений. Здесь излагают главные выводы, цели и рекомендации компании на пару ближайших лет.
- Итоги ситуационного анализа предприятия. Данный раздел определен для быстрого формирования полного представления о рынке, его особенностях, тенденциях и размере.
- Выделение конкурентных преимуществ и SWOT-анализ.
- Определение задач и целей маркетинга. Нужно определить 2 типа целей: цели маркетинга и цели бизнеса.
- Формулировка стратегии.
- Бизнес-модель и целевые финансовые показатели.
- Главные точки контроля и тактические действия.
- Возможные риски, допущения и ресурсы. Данный раздел не является обязательным, но поскольку планирование – очень трудоемкий процесс, лучше заранее высветлить все допущения, обратить внимание на основные риски и дополнительные ресурсы, которые могут понадобиться для развития бизнеса.
Разработка
После определения целей и структуры нужно перейти к этапу выявление целевого клиента вашей продукции или услуги, которого теперь стало намного легче представить. Касательно исследования клиентов вы можете подробней посмотреть в другой статье. Учитывая разнообразные характеристики и имеющиеся данные, необходимо сформулировать четкий образ целевого клиента, а далее подумать, каким образом приклонить его внимание.
Далее следует этап раскрытия преимуществ товаров и услуг, поскольку уникальное рыночное предложение – это именно то, что отделит вашу компанию от тысячи остальных. Необходимо выделить конкурентные преимущества компании, для этого нужно более подробно изучить наиболее сильных конкурентов.
Следующий шаг – работа над позиционированием на рынке. От имиджа вашей компании зависит, как будут воспринимать ее потребители и даже конкуренты. Затем идет самый важный этап – выбор тактики маркетинга. Маркетинговый инструмент должен соответствовать позиционированию компании. Несовместность в этом может породить неприязнь у потенциальных клиентов.
Последний этап – составление маркетингового бюджета. Учитывая результаты выше перечисленных этапов, нужно определиться с финансированием проекта. Необходимо подсчитать и все самые мелкие затраты, чтобы в дальнейшем избежать лишних расходов, а также проанализировать целесообразность и эффективность всех затрат.
Виды
Хотя уже встречаются и всякие комбинации, но выделяют четыре основных вида: одноуровневый, ступенчатый с отделением, бинарный и матричный.
Одноуровневый еще называют линейным, в нем ограничивается количество уровней, из которых можно выводить комиссионные. При этом не ограничена ширина. Целью данного документа является привлечение максимального количество дистрибьюторов и их поощрение.
Ступенчатый с отделением вмещает в себе два плана: ступенчатый и отделяющий, первый применяется при оплате товарооборотов личной группы, а второй – это где платится за дистрибьюторов, которые «отделились» в отдельные группы.
Бинарный же позволяет дистрибьюторам на первой линии размещать лишь двоих человек. А если дистрибьютор спонсирует больше двоих, то остальные опускаются ниже первой линии.
Матричный план ограничивает группу поставленной конфигурацией. Характерные матрицы – 2х2, 3х3, 4х7, 5х7. Если он имеет структуру 3х3, это значит, что каждый дистрибьютор компании на первом уровне будет спонсировать не больше троих человек.