Что такое маржинальность




Что такое маржинальность



Многие слышали термин “маржа”, но не все понимают, что он обозначает в реальности. В этой статье мы детально рассмотрим, что такое маржинальность, как она высчитывается и почему любому предпринимателю или бизнесмену нужно понимать данный термин.

Введение

Слово маржинальность сегодня часто применяется в бизнесе, в торговле, на бирже и в банковской сфере. Оно обозначает разницу между стоимостью товара (цена, по которой он продается) и его фактической себестоимостью. Данный термин применяется и для подсчета прибыли, получаемой с единицы произведенной продукции или услуги, и для нахождения коэффициента прибыльности, выраженного в процентах от отпускной цены.

Что такое маржинальность

Как правильно установить наценку на основе маржинальности

Одним словом, маржинальность — это рентабельность продаж. Чем она выше, тем больше зарабатывает компания и тем выше ее прибыль. Если у предприятия хорошие показатели, то это означает, что бизнес идет успешно, если маржа падает, то нужно пересматривать политику работы или ценообразования. Поэтому руководство компании всегда должно знать показатели и сравнивать их за отчетные периоды, чтобы определить, правильно ли была выбрана стратегия.

Нюансы

Итак, теперь вы знаете, все про маржинальность, что это  и для чего она нужна. Далее рассмотрим определенные нюансы данного понятия. Итак, маржа считается главным фактором, на основании которого строится расчет ценовой политики, доходности, эффективности предприятия. Примечательно, что в Российской Федерации большинство экономистов и бухгалтеров маржинальную прибыль называют валовой, но это не совсем правильно. Маржинальность — это разница между полученной прибылью от продажи услуг или товаров и затратами компании на их производство без учета налога на добавочную стоимость и акцизов. Иногда ее называют даже суммой покрытия, поскольку маржа может также быть и частью выручки, идущей на формирование прибыли, то есть на покрытие реальных производственных затрат. Получается, что рост прибыли компании находится в прямой зависимости от темпа возмещения затрат на производство.

Как правильно считать

Далее давайте разберем, как проводится расчет маржинальности. Правильнее всего привязывать его именно к единице выпущенного и проданного продукта, а не к партии или времени, поскольку так вы сможете понять, позволит ли выпуск продукции повысить прибыль.

Внимание: маржинальность не показывает экономическую структуру или модель работы предприятия. Данный фактор позволяет найти убыточные и выгодные изделия/услуги и посчитать, какие именно варианты более интересны.

Поскольку прибыль напрямую зависит от затрат на изготовление продукции и цены товара, то чтобы добиться ее роста, нужно увеличить объемы реализации или поднять наценку.

Чтобы правильно посчитать, используйте формулу MR=TR-TVC, где TVC — это имеющиеся затраты на производство, а TR — прибыль от реализации продукта.  

Рассчитаем маржинальную прибыль для изделия, стоимость которого одна тысяча рублей. За один цикл компания выпускает 100 подшипников, при этом тратя на него 40 тысяч рублей (в эту сумму включены все переменные затраты, к которым относятся расходы на закупку сырья, выплаты работникам, складирование, доставка). Считаем: MR=1000*100-40 000=60 000 рублей. Как видите, ничего сложного в подсчете нет.

Далее разберем, как правильно найти дополнительную выручку. Для этого воспользуемся формулой MR=TR(V 1)-TR(V), где TR(V) – это прибыль, которую предприятие получает при продаже товаров при имеющемся объеме производства, а TR(V 1) – это прибыль, которую компания может получить, если начнет выпускать товар в объемах больше на 1 штуку. Посчитать дополнительную выручку несложно: к примеру, наш условный цех получает 60 тысяч рублей за 100 подшипников. Выпустив 101 подшипник, он получит 61 тысячу, что и будет считаться дополнительной выручкой.

Точка безубыточности

Следует понимать, что маржинальность считается при разделении переменного и постоянного расхода при создании ценообразования. Постоянные расходы — это те, которые действуют постоянно, то есть даже если производство не осуществляется. К ним относятся аренда, налоги, заработная плата админперсоналу и руководству, выплаты по займам и кредитам.

Когда расходы предприятия полностью окупаются реализованной продукцией, наступает точка безубыточности. То есть это именно то количество произведенного и проданного товара, которое необходимо, чтобы компания полностью окупала сделанные затраты, но при этом не получая прибыли.

Что такое маржинальность

Графики для определения точки безубыточности

На рисунке выше хорошо видны основные показатели. В нашем случае точка безубыточности начинается после того, как предприятие выпускает два десятка единиц продукции (и, соответственно, реализует их).

Рассмотрим, в есть ли между маржинальностью и рентабельностью разница. Рентабельность — это размер доходов компании от производимой деятельности. Данный показатель позволяет определить, насколько эффективно работает предприятие. Если еще проще, то рентабельностью называют между затратами и прибылью, тогда как маржа касается политики ценообразования.

Как можно повысить маржинальность

Грамотный руководитель всегда найдет способы поднять маржу. Для этого нужно хорошо понимать процесс производства, следить за тенденциями на рынке, иметь надежных поставщиков и развитую сеть сбыта. Как поднять данный показатель? Есть несколько способов:

  1. Участвовать в разнообразных тендерах с целью увеличения объема продаж и стоимости изделия.
  2. Снижение уровня постоянных и переменных расходов путем оптимизации.
  3. Увеличение производства с целью размазывания затрат на фоне прибыли.
  4. Поиск новых поставщиков сырья с более интересными ценами и предложениями.
  5. Захват новых рынков, перепрофилирование производства.

Также повысить маржу поможет грамотный подход к маркетингу. Часто стоимость “раскрученной” продукции выше, чем классической, что тоже благоприятно сказывается на прибыли.



Читайте также: