Как восстановить трудовую книжку если она утеряна
В жизни случаются моменты, когда документы портятся, теряются и похищаются. Не исключение и трудовая книжка. Каждый из нас получает ее, когда вступает на путь зарабатывания денег. Оформляется она работодателем на первом рабочем месте, а далее сопровождает владельца до конца жизни, фиксируя весь трудовой путь. Обычно ее хранят в сейфе отдела кадров и на то есть причины. Трудовая книжка – это бланк строгой отчетности, который говорит о профессиональной деятельности, достижениях, благодарностях, трудовом стаже и о пройденных курсах повышения квалификации ее владельца.
Восстановление трудовой книжки
Как основной документ о трудовой деятельности рабочих и служащих, она установлена с 15 января 1939 года. Трудовую книжку гражданин предъявляет каждый раз, как устраивается на новое место работы. Ее утеря ведет за собой ряд проблем. Внесенные в нее краткие, но точные записи – это не только результат упорного труда на протяжении долгого периода, но и весомое основание при оформлении пенсии. Если документа на руках нет, нельзя устроиться официально и добиться карьерного роста. Кроме того, без него могут возникнуть неурядицы с выездом за границу, оформлением кредита и государственным спонсированием.
Поэтому если с документом, что-то произошло, нужно в срочном порядке браться за его восстановление, независимо по чьей вине случился инцидент. Первый вопрос, возникающий в этой ситуации — как восстановить трудовую книжку, если она утеряна? Чтобы процесс восстановления при потере проходил легче, необходимо побеспокоится об это заранее, то есть нужно делать ксерокопии документа при каждом обновлении места работы.
Выяснение виновника утери
Определение виновника
Прежде чем начать восстановление трудовой книжки после утери, необходимо определить: по чьей вине это произошло, так как от этого непосредственно зависят дальнейшие действия. Когда документ был потерян по халатности владельца, то на начальника возлагается лишь выписка дубликата, а вот вся ответственность за сбор данных и восстановление информации лежит на нем. Если же документ находился на хранении у руководства, а потом выяснилось, что работодатель потерял трудовую книжку, то ответственность возлагается на него. Причем не имеет значения, был ли это форс-мажор или халатность кадровиков.
Когда руководство не признает своей вины и отказывается тратить время на восстановление, за это можно выручить компенсацию, предварительно обратившись в трудовую инспекцию. После утери работодателем трудовой книжки, как правило, не возникает проблем, так как, боясь проверок, руководство старается решать проблему мирным путем. В принципе процедура восстановления не займет много времени, особенно если человек имеет не значительный стаж или числился только на одной организации. Трудности могут появиться, только если компании, где трудился человек, ликвидированы. В таком случае нужно посетить архивное учреждение, где собраны все данные по этим организациям. Когда компании реорганизованы и интегрированы в иные учреждения, следует обратиться за информацией к юридическим отделам их нынешних фирм.
Заявление на выдачу дубликата
Процесс восстановления документа
Восстановить утерянную трудовую книжку или нет, вопрос индивидуального характера. Когда в ней содержится недавняя отметка, то можно и не заниматься этим вопросом, но другое дело, когда зафиксирована трудовая деятельность за значительный период. Сначала сотруднику нужно составить письменное заявление на имя руководителя компании с просьбой выдать дубликат и восстановить в нем все записи. Такой дубликат выдается не только при утере, но и при порче подлинника. В дубликате информация не будет прописана точно так же, как при подлиннике, кроме того, не будут проставлены печати с предыдущих рабочих мест. Копию должны восстановить в течение 15 дней с момента принятия заявления. На дубликат ставят печать, она говорит, что это заверенная копия, и она действительна.
При массовой утере трудовых книжек восстановление начинается только после проведения особой проверки комиссией, в которую входят члены профсоюзных структур, государственных органов, работодателей и других заинтересованных лиц. Цель создания комиссии – узнать и доказать вину руководителя. Когда признали виновным, наниматель обязан выплатить денежную компенсацию всем работникам в размере среднего заработка за каждый просроченный день. Компенсация человеку будет перечисляться, пока не сделают соответствующую замену. Процедура восстановления книжки стандартная, на прежние места работы подаются запросы о времени работы, стаже и должности. Стоит учесть, что нельзя проявлять самодеятельность, и вписывать записи в пустой дубликат самостоятельно.
Не стоит прибегать к услугам сторонних фирм, обещающих восстановить документ.
Дубликат трудовой книжки
Если вся ответственность по восстановлению возложена на владельца, то он также подает заявление последнему нанимателю. Если документ украден, то к заявлению прилагается выписка из полицейского отдела, а в случае порчи сам поврежденный документ. Иногда случается, что человек покупает бланк трудовой и вкладыши за свой счет. Чтобы восстановить трудовой документ помимо заявления сотрудник должен располагать определенной документацией:
- копии трудовых договоров;
- выписка из личного дела;
- справки о повышении или награждении;
- выписки из пенсионного фонда;
- зарплатные ведомости;
- справки о ликвидации предприятий;
- приказы;
- лицевые счета;
- судебные постановления о стаже.
Желательно позаботиться о пакете документов заранее, так как сбор может затянуться. Так как процесс сбора документов продолжительный, то следует воспользоваться бесплатной услугой Пенсионного фонда по восстановлению стажа. Чтобы воспользоваться помощью необходимо подать туда прошение, которое обработается в течение 10 дней. В завершение отметим, чтобы у вас не возникло вопроса, можно ли восстановить трудовую книжку при утере, нужно со своей стороны отнестись к хранению документа ответственно.