Косвенные налоги




Косвенные налоги



Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

  • прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

  • косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Косвенные налоги

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды:

  1. Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

  2. Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

  3. Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок:

  • адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

  • специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

  • комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ:

  • данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

  • часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

  • косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

  • уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения:

  1. Англосаксонская модель. Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

  2. Евроконтинентальная модель. Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

  3. Латиноамериканская. Ориентирована на непрямое налогообложение.

  4. Смешанная модель. Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо:

  • В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

  • Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

  • Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

  • Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.



Читайте также: