Может ли ИП работать без печати
В документообороте многие бумаги требуют наличия печати, но не у всех предпринимателей она есть. В этой статье мы разберем, как подписывать документы ИП без печати, можно ли обойтись без нее и как правильно оформлять бумаги, чтобы они имели законную силу.
В каких случаях необходима печать
Для начала разберем, в каких случаях нужна печать для частного предпринимателя. Она является обязательной:
- При открытии расчетного счета в финансовом заведении. Для ИП, так же как и для ООО, при открытии счета в банке необходимо заполнить карточку, в которой указывается образец печати и подписи. Также штамп понадобится для того, чтобы открыть паспорт по валютным операциям или снять средства со счета при помощи чека.
- При подписании договора с ООО или другими видами компаний. В большинстве компаний, особенно крупных, наличие печати рассматривают как обязанность — с вами просто не подпишут контракт, если у вас ее не будет. Подобное требование является определенным пунктом политики безопасности и для многих является принципиальным.
- При выдаче бланков строгой отчетности. К примеру, если у вас нет контрольно-кассового аппарата, то вам нужно выдавать покупателям бланки строгой отчетности, на которые, согласно требованию закона, обязательно ставится штамп.
Согласно закона, печать для ИП в обязательном порядке не нужна
Обязательно ли иметь печать
Рассмотрим, может ли ИП работать без печати. Напрямую в налоговом законодательстве этот вопрос не регулируется и никаких конкретных требований нет. При этом письмо УФНС №28-10/1523 разъясняет, что законодатель не заставляет предпринимателя ее оформлять. Поэтому если вам не нужен расчетный счет, основная работа производится с частными лицами и вы не используете бланки строгой отчетности, то вполне можно обойтись без нее.
Внимание: обычно печать не приобретают начинающие ИП. По мере роста и развития возникают ситуации, в которых без нее не обойтись. Так, подписание практически всех договоров между субъектами хозяйствования так или иначе связано с ее наличием.
Так, если крупной компании будут предлагать услуги или товары два ИП, но у одного из них не будет печати, то госкомпания или коммерческая компания в 85% случаев предпочтет второго, даже если у него будут завышенные цены. Следует учитывать, что и обычные покупатели крайне негативно отнесутся к любым бумагам, на которых не будет печати, будь то чек, гарантия или даже ценник. Она является своеобразным гарантом законности и легализации сделки. Поэтому рекомендуем вам не экономить, а оформить ее, чтобы не рассказывать всем о том, нужна ли ИП печать.
Ее оформление займет немного времени, да и цена на простые изделия из пластика составляет 300–500 рублей. Если планируется проштамповывать много документов, то рекомендуется приобрести механическую оснастку, которая позволит работать быстрее и удобнее. Ее изготовление обойдется в тысячу рублей, но с ней гораздо меньше мороки.
Типичный вид печати для ИП
Что рисуют на печатях
Законодательство регламентирует наличие на штампе следующей информации:
- Фамилия, имя и отчество предпринимателя.
- Название формы деятельности (в нашем случае — ИП).
- Код ОГРНИП.
Данная информация обязательна — без нее штамп будет признан незаконным. Кроме этого, предприниматель имеет право разместить на нем любую другую информацию, не нарушающую закон и деловую этику. Для того, чтобы сделать штамп, достаточно обратиться в одну из многочисленных компаний, которые оказывают подобные услуги, и предоставить им свидетельство ИП, а также паспорт. Время изготовления зависит от сложности, но в целом оно не занимает больше 1–2 рабочих дней. Требование о предоставлении паспорта и свидетельства полностью законно, ведь необходимо проконтролировать, чтобы штамп не был сделан для чужой компании с целью ее дискредитации или подлога.
Отметим, что если у предпринимателя штамп имеется, но при подписании документа он его не проставил, то подписанные бумаги не имеют законной силы. Итак, должна ли быть печать у ИП? Согласно требованиям закона — нет. Но лучше все же оформить ее, чтобы избавиться от разногласий с партнерами и клиентами, а также не допустить ситуаций, в которых с вами не будут подписывать договора только из-за ее отсутствия. В конце концов, 500–1000 рублей не так уж и много для бизнесмена.