Увольнение совместителя по инициативе работодателя
Для трудового сотрудничества между работодателем и нанимаемым на работу лицом по схеме совмещения характерен особый порядок оформления. Его следует придерживаться на всех этапах отношений. Некоторые позиции, к примеру, такие как причины для разрыва трудового договора, идентичны для всех видов работников. Однако процедура увольнения должна быть проведена работодателем с учетом законодательных требований, примененных в соответствии со статусом сотрудника. Пренебрежение регламентом правовых актов нанимателем в сфере увольнения наемного работника может стать причиной судебных разбирательств, решение по которым обычно выносятся не в пользу ответчика.
Увольнение совместителя
Основания для увольнения
Разрыв трудового договора с совместителем может быть проведен по его личному желанию, по инициативе нанимателя или ввиду сложившихся обстоятельств.
Они могут быть обусловлены финансовыми проблемами на предприятии, требующими сокращения численности работников ввиду уменьшения объемов производства. Увольнение совместителя по инициативе работодателя происходит в случае, если ввиду производственной необходимости требуется выполнение должностных обязанностей на протяжении полного рабочего дня и поэтому наниматель принимает на должность совместителя основного работника. Разрыв трудового договора работодатель также вправе инициировать при нарушении дисциплины, при невыполнении в полном объеме или в соответствующем качестве работы. Если по итогам медицинской комиссии, ее представителями было вынесено решение о несоответствии состояния здоровья условиям труда совместителя, то он не может продолжать дальнейшую деятельность.
Увольнение совместителя в связи с приемом основного работника
Работа по совмещению предполагает не полную занятость человека. Он выполняет определенные задания в свободное время от основной деятельности. Увеличение объемов производства могут стать причиной необходимости работы на протяжении полного рабочего дня. В такой ситуации руководитель предприятия вправе принять решение о введение в штатное расписание основной рабочей единицы.
Процедура регулируется ст 288 ТК РФ. Увольнение совместителей по инициативе работодателя по этой статье проводится на основании состоявшегося события трудоустройства основного работника. Процедуре предшествует корректировка штатного расписания. Для правильного оформления увольнения приказы о приеме на работу одного человека и об увольнении другого должны быть датированы одним числом.
Причины увольнения совместителя по инициативе работодателя
В законе предусмотрена защита интересов человека, осуществляющего деятельность по совмещению. Он имеет право заранее знать о планах работодателя, последствия которых обернутся для него потерей дополнительного источника дохода.
Увольнение внешнего совместителя по инициативе работодателя в данной ситуации проводится только после его уведомления о планируемом разрыве трудового договора и о причинах принятого решения.
Получать согласие работника не нужно, поскольку работодатель всегда может сменить внутреннего или внешнего совместителя на основного сотрудника, однако для подтверждения факта соблюдения законодательных норм нанимателем рекомендовано зафиксировать событие документально. Это поможет избежать проблем в случае, если человек по какой-либо причине пожелает защитить свои права на рабочее место или на финансовые выплаты в судебном порядке.
При увольнении человека, который работает на одном предприятии в статусе основного работника и совместителя, за ним сохраняется основное рабочее место на предприятии, где он совмещал работу. При разрыве трудового договора с внешним совместителем полностью разрываются отношения с человеком, который после оформления процедуры остается работником другого предприятия.
Если работодатель планирует изменить статус рабочего места внутреннего совместителя, который также увольняется с основной должности, то прежде чем нанимать постороннего человека, нужно предложить рабочее место бывшему сотруднику. Событие должно быть документально зафиксировано, чтобы избежать впоследствии недоразумений в случае, если бывший работник пожелает восстановить свои права.
Как уволить совместителя по инициативе работодателя, если он нарушает трудовую дисциплину
Работа на любом предприятии подразумевает соблюдение человеком порядка трудовой дисциплины. Он должен вовремя приходить на работу и придерживаться установленного руководителем компании режима труда и отдыха, предполагающего своевременное окончание рабочего дня, а также перерывы в определенное время. Любое отсутствие на рабочем месте должно быть документально обосновано. О причинах невыхода необходимо своевременно уведомлять руководство.
Работник должен выполнять свои обязанности в трезвом состоянии. Он не должен уклоняться от распоряжений работодателя, сформированных на основании законодательных требований, связанных с медицинским контролем состояния здоровья с целью определения профессиональной пригодности или с необходимостью обучения для аккредитации. При невыполнении регламента трудовой дисциплины, директор компании вправе уволить совместителя без его согласия.
Общий порядок разрыва отношений в такой ситуации для лица, работающего по схеме совмещения аналогичен, как и при увольнении основных работников.
Отображение соответствующих сведений в трудовой книжке совместителя проводится ответственным представителем работодателя. Процедура актуальна, если ранее в его трудовой документ была внесена запись о приеме на работу. При увольнении человека за нарушения трудового регламент, факт его вины должен быть доказан или зафиксирован руководством компании, являющимся инициатором разрыва отношений. Регламент процедуры в такой ситуации должен быть проведен по схеме:
- Составление докладной записки о нарушении трудового распорядка или о невыполнении должностных обязанностей совместителем.
- Создание комиссии расследования.
- Выяснение причины, по которым человек не соблюдал регламент поведения.
- Оформление акта, в котором фиксируется факт, являющийся основанием для последующего увольнения.
- Требование начальством написания объяснительной записки нарушителем после появления такой возможности.
- Увольнение в случае выяснения неуважительности причины в кратчайшие сроки, поскольку в законе предусмотрены ограниченные сроки на реализацию процедуры.
- Сохранение рабочего места и требование подтверждающих документов в случае уважительной причины нарушения регламента.
Как уволить по сокращению
Уволить совместителя можно в случае, если работодателем запланировано сокращение численности рабочих мест. О своем решении руководителю следует заранее уведомить сотрудника за два месяца до события. По их истечении человеку вместе с заработанной оплатой труда, выплачивается компенсация, размер которой соответствует средней величине одной заработной платы.
Законодательное регулирование
Для всех типов наемных работников установлены аналогичные трудовые права и гарантии, однако руководитель вправе не выплачивать выходное пособие в случае, если у совместителя на момент разрыва трудового договора есть основная работа. При ее отсутствии наниматель обязан производить все полагающиеся выплаты до момента трудоустройства человека.
Как правильно оформить процедуру
Увольнение совместителя проводится по общей схеме за исключением порядка оформления трудовой книжки.
Она в данной ситуации или вообще не оформляется или заполняется уполномоченным представителем субъекта хозяйствования, у которого человек работает в штате. Основанием для внесения записей является заверенная копия приказа об увольнении или соответствующая справка, оформленная на фирменном бланке бывшего работодателя человека.
Объяснительная записка совместителя, проясняющая причину его поведения
Трудовой документ внутреннего совместителя оформляется его основным работодателем.В большинстве случаев запись в него не вносится. При увольнении с совмещаемой должности, человек вправе оставаться на основной работе.
Вне зависимости от схемы сотрудничества совместителя, обязанность по произведению финансовых расчетов с человеком и по выдаче ему необходимых для различных целей справок о размере заработной платы, возлагается на работодателя, с которым были оформлены трудовые отношения.
Многих руководителей субъектов предпринимательства интересует вопрос о том, должен ли совместитель отрабатывать 2 недели при увольнении. В законе не предусмотрены исключения для таких видов работников в этом вопросе. На них распространяются стандартные положения трудового законодательства, на основании которых регламентированная отработка необходима только в случае, если иные сроки не оговорены с работодателем.
Комментарии к закону
При увольнении по сокращению применяется иной порядок, в котором за двухмесячный период устанавливается последний день работы. При разрыве трудовых отношений по инициативе директора, что характерно при нарушении работником трудового распорядка или при невыполнении им должностных обязанностей, увольнение проводится последующим днем после получения объяснений от нарушителя и признания работодателем неправомерности его поведения.