Зачем нужен бизнес-план
Зачем нужен бизнес-план? Без сомнения, большинство начинающих предпринимателей неоднократно задавали себе подобный вопрос. И, действительно – зачем тратить кучу денег, ведь хороший документ стоит отнюдь не дешево? Да и потом, ничего сложного в этом бизнесе нет, ведь другие бизнесмены как-то открывают магазины, заводы, различные предприятия, и, ничего, справляются безо всяких бизнес-планов! Согласны со мной?
Хотите обойтись без бизнес-плана, организуя и развивая свой бизнес? Вы не любитель поиска легких дорог? Пожалуйста! Только учтите (если, конечно, вы не непризнанный гений бизнеса), что путь к целям будет не столь прост и короток, как если бы пользовались пошаговым руководством по своим действиям. Да в общем-то и конкретно обозначенных, четко сформулированных целей у вас тоже не будет без бизнес-плана. Или вы еще не знаете, что первый этап материализации своих желаний – это запись их на бумаге? Теперь знаете.
Собственно, преимуществ, которые дает наличие бизнес-плана перед его отсутствием, множество. Давайте попробуем обозначить некоторые их них:
- Определение конечных целей организации бизнеса
- Четкая формулировка функций и предназначения будущей продукции или услуги
- Определение целевой категории, для которой предназначена предлагаемая продукция
- Анализ ситуации на том рынке, где вы собираетесь работать
- Изучение конкурентов и способов борьбы с ними
- Способы продвижения на рынке конкретного товара
- Расчет финансовых затрат
- Возможность получение инвестиций для организации своего бизнеса
к оглавлению
Какие бывают бизнес-планы
Бизнес-планы бывают разные. Если вы спросили себя зачем нужен бизнес-план, и читаете эту статью, то наверняка уже просмотрели (или будете просматривать) и другие материалы на эту тему, и видели, что во многих источниках бизнес-планы отличаются друг от друга не только структурой (хотя, в принципе, она-то как раз и должна быть одинаковой!), но и качеством написания, уровнем детализации, и некоторыми другими нюансами.
Всего различают 4 основных типа бизнес-планов, разнящихся между собой и ценой и целями своего создания:
- Типовой проект. Предназначен для общего ознакомления с будущим бизнесом (именно такие большей частью представлены на различных интернет-ресурсах). Такие документы характеризуются относительно невысокой ценой, сжатыми сроками подготовки, и минимальным уровнем детализации.
- Презентационный. Собственно, само название уже говорит за себя. Такой бизнес-план призван наглядно продемонстрировать перспективность проекта, получить предварительное одобрения перед созданием следующего типа бизнес-плана.
- Развернутый (инвестиционный). Создается для представления проекта перед инвесторами с целью получения инвестиционных средств. Цель такого документа – обосновать получение кредита или займа и показать, что вложения будут оправданы. Такие бизнес-планы проходят обязательную кредитную экспертизу в банках или у частных инвесторов – никто денег просто за хороший, убедительный документ давать не будет. Стоимость создания развернутого проекта довольно высока, и часто не по «карману» многим начинающим предпринимателям.
- Внутренний. Самый дорогостоящий тип бизнес-плана с максимальным уровнем детализации — даже выше, чем у инвестиционного типа. Предназначен для собственного использования, создается с пошаговым планом описанием полной реализацией проекта и его живым управлением.
Собственное определение бизнес-плана: это математическая и экономическая модель будущего бизнеса, решающая множество задач, стоящих перед предпринимателями, и упрощающая реализацию проекта.
Конечные «потребители» бизнес-плана представлены на небольшой схеме:
к оглавлению
Заказать или написать самостоятельно?
Конечно, после основного – зачем нужен бизнес-план, этот вопрос, также волнует большинство представителей малого и среднего бизнеса. На первый взгляд, действительно, все кажется просто, ведь дорогой создания практически любого бизнеса до вас шли сотни и тысячи предшественников. Но есть маленькая деталь. Для достижения успеха (ведь из этих тысяч к своим целям пришли от силы десятки, или даже единицы) нужно досконально вникнуть в мельчайшие детали бизнеса.
А это значит изучить его, сделать соответствующий анализ множества аспектов, рассчитать затраты, и т.д. То есть, по сути. Составить тот же самый бизнес-план. Вот только человеку, впервые вступающему на путь бизнесмена, такое вряд ли будет под силу, или займет очень много времени. Как раз столько, чтобы количество конкурентов (тех, которые предпочли заказать бизнес-план у специалистов) на рынке значительно увеличилось. Впору задуматься. к оглавлению
Заказать создание бизнес-плана: плюсы и минусы
Давайте попробуем разобраться, что же выгоднее: заказать создание бизнес-плана профессионалам, или попробовать решить эту проблему самостоятельно? Начнем с обращения к специалистам. Сразу же можно дать хороший совет:
Не покупайте готовый бизнес-план, если он не имеет «привязок» именно к вашему бизнесу, не имеет анализа состояния рынка именно вашего города, и не адаптирован именно под ваши конкретные условия. Иначе вы просто выбросите деньги «на ветер». В крайнем случае можно скачать шаблон бизнес-плана в интернете или заказать создание типового документа, и после уже попробовать адаптировать его «под себя».
Итак, что хорошего может ожидать вас, если вы закажете бизнес-план:
- Чаще всего составлением бизнес-планов занимаются люди, имеющие какое-то отношение к банкам (бывшие/настоящие сотрудники, с профильным образованием, опытные), то есть шансы получить на выходе качественный документ, отвечающий всем вашим ожиданиям значительно повышаются.
- Если бизнес-план вам не понравится, вы всегда можете вернуть его на доработку.
- Вы экономите свое время и, в большинстве случае деньги, которые не придется тратить на различные ошибки в процессе организации своего бизнеса
- Многие компании, занимающиеся разработкой бизнес-планов, предлагают их сопровождение, т.е. защиту проекта в банке, и помощь на начальных этапах реализации.
Теперь перейдем к «негативу»:
- Высокая цена разработки бизнес-плана
- Высокий риск приобрести недобросовестно выполненную работу, особенно, если вы мало разбираетесь в теме. Впоследствии замучаетесь «ходить» по судам, возвращая назад свои деньги.
- Трудности с выбором специалистов. Сейчас появилось очень много компаний, которые предлагают услуги по создания бизнес-планов, так что вопрос выбора действительно стал проблемой.
к оглавлению
Самостоятельное написание бизнес-плана: плюсы и минусы
Представим, что после некоторых размышлений, вы сочли, что вам вполне по силам составить бизнес-план самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Это вполне целесообразно особенно в том случае, если вам нужен типовой проект, который после некоторой подготовки может «осилить» почти любой желающий. Какие плюсы принесет вам такое решение?
- Экономия значительной суммы денег
- Полное вникание в тему бизнес-плана «изнутри» в процессе его разработки
- После написания бизнес-плана вы можете отдать его на проверку специалисту в области бизнес-планирования за намного меньшую плату, чем если бы заказали создание бизнес-плана «с нуля».
А теперь давайте посмотрим на недостатки этого решения:
- Затрата большого количества времени на разработку бизнес-плана
- Невозможность для новичка создания высококачественного документа с необходимыми финансовыми расчетами, которые может выполнить только профессиональный экономист
Какой из предложенных вариантов выбрать – решать вам. Могу сказать свое мнение: всегда стоит попробовать сделать все самому, ведь приобретенный опыт и даже отсутствие ожидаемого результата – это тоже своего рода преимущество. к оглавлению
Структура бизнес-плана
Для тех, кто решил последовать по второму пути и написать бизнес-план самостоятельно, я опубликовал на блоге серию статей, которые могут значительно облегчить работу по созданию описания проекта. Полную структуру бизнес-плана вы найдете по этой ссылке — О том, как писать все указанные в данном материале разделы бизнес-плана, более подробно можно прочитать в статьях:
- Как написать титульный лист бизнес-плана
- Описание компании в бизнес-плане
- Описание услуг и продукции в бизнес-плане
- Анализ рынка в бизнес-плане
- Маркетинговый план в бизнес-плане
- Производственный план в бизнес-плане
- Организационный план в бизнес-плане
- Финансовый раздел бизнес-плана
- Оценка риска/страхование риска в бизнес-плане
- Дополнения и приложения к бизнес-плану
Надеюсь, что представленная информация по-настоящему поможет вам справится с созданием бизнес-плана, и позволит сэкономить некоторую сумму, которую лучше пустить на организацию и развитие своего дела. Успехов вам, уважаемые читатели!