Золотые быки Ламборгини. История создания зверя
Как и полвека назад, сейчас Lamborghini является для всех нас символом безумной мощи, бешеной скорости, итальянского шарма и роскоши. Однако откуда берутся такие дорогостоящие эксклюзивные спорткары и сколько времени и сил пришлось вложить их владельцу, Ферручио Ламборгини, чтобы все мы мгновенно узнавали значки с золотым быком, готовым к атаке на капотах этих роскошных спорткаров.
Начало империи роскошных авто
Создавать новые предприятия, быстро превращать их в процветающую компанию национального масштаба, потом продать и создать новые фирмы, уже в другой отрасли, – здесь нужен особый талант. Именно таким талантом и обладал Ферручио Ламборгини.
Первоначально господин Ферручио занимался выпуском тракторов, затем их сменило отопительное оборудование. А потом были престижные автомобили, скутеры и вино. Он расставался с созданными им компаниями без особого сожаления. Главным для него было заниматься тем делом, которое он считал наиболее интересным для себя в тот момент.
Ферручио Ламборгини родился в апреле 1916 года в небольшой деревушке Ренаццо ди Ченто в области Эмилия-Романия. Любопытно, что неподалеку тринадцатью годами ранее на свет появился Энцо Феррари, человек, с которым наш герой соперничал в бизнесе в 60-80-е годы. Ему сама судьба, казалось бы, сулила безмятежную сельскую жизнь. Его родители были вполне преуспевающими фермерами, собирали богатые урожаи винограда, изготавливали вино и видели сына продолжателем своего дела. Но юный Ферручио больше всего интересовался техникой. В середине 1930-х годов он поступил на факультет промышленного дизайна Болонского университета, где изучал устройство тракторов и других сельскохозяйственных машин.
Но поработать по специальности молодому человеку не удалось. Началась Вторая мировая война, и рядовой Ламборгини оказался на острове Родос, на аэродроме итальянских ВВС, державших в напряжении английские коммуникации в Восточном Средиземноморье. Уже тогда проявился технический гений будущего создателя суперавтомобилей. При минимуме запчастей и острой нехватке времени он умудрялся ремонтировать, казалось бы, самые безнадежные моторы.
Потерпев поражение в войне, Италия во второй половине 1940-х годов жила в большой нужде, но особенно пострадало сельское хозяйство, лишившееся почти всей техники. Интернированный капрал Ламборгини, вернувшись в родную Эмилию-Романию, быстро составил план действий. Используя свои незаурядные инженерно-технические навыки, он собрал из металлолома один трактор. Затем другой, третий. Продав их, заработал первоначальный капитал. Чуть позже на вырученные деньги стал скупать излишки военной техники, ржавевшей на полях.
Работая с небольшим штатом помощников, Ламборгини начал изготавливать небольшие тракторы, спрос на которые оказался огромен. Уже в 1949 году он открыл свою первую фабрику по производству тракторов и основал компанию Lamborghini Trattori. Так был дан старт первому успешному проекту.
Италия еще не оправилась после войны, но стараниями Ламборгини обрела собственную тракторную промышленность. Спрос был устойчив, машины, сходившие с конвейера фабрики в городе Ченто, оказались настолько удачными, что успешно конкурировали с американскими «Катерпилларами». Тогда же Ламборгини придумал символ своего бизнеса – фигурку быка, украсившую тракторные капоты.
Если в 1949 году с конвейеров Lamborghini Trattori сходила одна машина в день, то в середине 1950-х – уже более 400! Успех компании был обусловлен исключительными техническими характеристиками и надежностью товара. Именно на этом основан и успех компании Ford. Ламборгини лично принимал участие в проектировании и испытаниях новой техники. Технические познания и интуиция позволяли ему опережать конкурентов. В 1952 году к гамме легких тракторов добавились средние и тяжелые. Глава компании посчитал, что оснащать машины дизелями собственной конструкции выгоднее, чем покупать моторы за рубежом. За счет этого ему удалось еще более удешевить свою продукцию. В конце 1950-х Lamborghini Trattori фактически стала монопольным производителем тракторной техники в Италии и одной из ведущих компаний этого профиля в Европе.
Быки и нагреватели
Однако, посвятив тракторам примерно 15 лет, владелец Lamborghini Trattori почувствовал некий психологический дискомфорт. Бизнес развивался устойчиво и не требовал постоянного внимания со стороны его создателя. Ламборгини ощутил нечто вроде пресыщения. Дело сделано, а что дальше?
Дальше был новый бизнес. В 1960 году в области Пьеве ди Ченто начала работать новая компания Lamborghini Bruciatori, выпускающая промышленные нагреватели и охладители. Причин такого демарша было две. Первая: подобная продукция в Италии не выпускалась, и Ламборгини хотел уменьшить экспортную зависимость своей страны. Вторая: разместив производство в экономически отсталой области, он создавал новые рабочие места, укреплял местный бюджет – одним словом, подтягивал Пьеве ди Ченто к уровню развитых регионов. Решение задач столь солидного, общенационального масштаба, по признанию самого бизнесмена, было очень важно для него.
Всего за три года производство новой продукции стало прибыльным. Нагреватели и охладители с быком на кожухе завоевали Италию. В быстром восстановлении экономики страны была велика роль Ламборгини. Это хорошо понимали общественность и власти республики. Итальянское правительство наградило предпринимателя одной из высших наград страны, присвоив ему титул Commendatore, а президент сделал его Cavaliere del Lavoro (Кавалером Лаврового венка).
Быки и автомобили
Чувство, подобное тому, что было пережито в конце 1950-х, Ламборгини ощутил в 1963 году. Обе его компании работали как часы, и это становилось скучным. Плюс ко всему, Ламборгини начал завидовать славе Энцо Феррари, чья звезда ярко засветилась на экономическом небосклоне в 1950-е годы.
Существует легенда, согласно которой два великих бизнесмена спорили о качестве машин Ferrari. Ламборгини считал их надежность низкой, а Феррари посоветовал ему следить за надежностью его тракторов и нагревателей. В ответ взбешенный основатель Lamborghini Trattori поклялся создать автомобиль, превосходящий изделия знаменитой «скудерии».
На самом деле, как указывают биографы Ламборгини, решение о начале производства автомобилей было им принято в связи с неутоленной тягой к этим машинам. Еще в 1948 году он принял участие в знаменитой автогонке Millio Miglia («Тысяча миль») на слегка переделанной малолитражке Fiat-Toppolino. Тот опыт оказался неудачным: молодой Ферручио разбил машину в самом начале состязаний. В повседневной практике Ламборгини пользовался мощными спортивными авто. И, по собственному его признанию, ощущал недостатки таких марок, как Ferrari, Lotus, Mazeratti, Matra, Chrysler и др.
В 1963 году в городке Санта-Агата под Болоньей была основана третья компания нашего героя – Automobili Ferruccio Lamborghini. Ламборгини пошел на серьезный риск. Во-первых, он продал большую долю акций своих старых предприятий. А во-вторых, он влезал в новое дело, где конкуренция была очень сильна. Италия традиционно считалась лидером в производстве спортивных автомобилей, в этой стране с успехом вершили свой бизнес такие гранды, как Энцо Феррари и Джанни Аньелли. И тем не менее, уже в середине 1960-х автомобили Lamborghini с быком на капоте получили признание в Европе. В конце 1960-х они начали победоносное шествование по всему миру.
Что предопределило успех Ламборгини на новом поприще? Он очень четко обозначил рамки, в которых должен развиваться новый бизнес, определил особенные черты своих автомобилей. В условиях насыщенного рынка они должны нести определенные фамильные черты.
Вторая составляющая успеха продукции Ламборгини – эксклюзивность. Это качество было присуще и его тракторам, и нагревателям, и автомобилям. На фоне дорогих, но прошедших конвейер Ferrari машины с быком выглядели очень привлекательно.
И третье: к сотрудничеству со своей компанией Ламборгини привлек молодых малоизвестных инженеров и дизайнеров, предоставив им полную свободу действий. Сейчас имена Джампаоло Даллары, Паоло Станцани, Джотто Бизарини известны всему миру. Свое мастерство они оттачивали на первых автомобилях марки Lamborghini. Вершиной совместной работы нашего героя с группой специалистов-новаторов стал автомобиль Lamborghini-Countach, выпущенный в свет в 1971 году и сразу признанный лучшим в своем классе.
Countach находился на конвейере 19 лет – небывалый срок для такого класса авто.
В начале 1970-х годов Ламборгини также начал изготавливать сверхскоростные катера, скутеры, моторы. В этом направлении ему тоже сопутствовал успех.
Возвращение «на землю»
В 1972 году разразился мировой энергетический кризис. Он сильно ударил по автомобильной промышленности, но сильнее всего пострадал сектор дорогих спортивных машин. Ферручио Ламборгини, ощущавший к тому времени знакомое ему чувство пресыщения, раздумывал недолго. Он продал 51% акций своей автомобильной компании швейцарскому миллиардеру Россетти и увлекся виноделием. Двумя годами позже остальные акции были проданы другому промышленнику – Рене Лимьеру. И знаменитый бизнесмен окончательно отошел от дел, удалившись в купленное им самим имение в области Умбрия. До самой смерти в 1993 году он занимался выращиванием винограда и производством элитных вин. Это было скорее хобби, нежели серьезный бизнес, хотя вино «от Ламборгини» отлично раскупалось.
Причиной, побудившей некогда честолюбивого промышленника с такой легкостью расстаться со своим любимым детищем, была усталость. Ламборгини не раз подчеркивал, что супержесткий ритм, в котором он жил почти 30 лет, в конце концов утомил его. Возвращение «на землю» (а именно так он позиционировал свое пребывание в Умбрии) оказалось благом для организатора нескольких сверхуспешных бизнесов.
А основанная им автомобильная компания продолжала развиваться, хотя и неровно. В 1978 году она едва не обанкротилась: неудачной оказалась попытка войти в новый сегмент рынка и производить внедорожники. В этом более успешной оказалась компания Volkswagen. Lamborghini спасли антикризисные управляющие Алессандро Артес и Джулио Альфиери. В 1980 году они продали компанию братьям Мимран, владельцам крупнейшей в Италии продуктовой «империи».
В 1987 году произошел еще один поворот в истории автомобильного брэнда. Братья Мимран, поднявшие рухнувшего было быка, продали компанию концерну Chrysler. Новый президент Lamborghini Эмилио Новаро так энергично повел дело, что в 1990-1991 годах уровень продаж превысил показатели начала 1970-х годов. В 1991 году знаменитый, но уже устаревший Countach уступил место на конвейере новой модели – Diablo.
Год спустя продажи снова начали падать. И хотя Новаро сумел восстановить прежние позиции, в 1994 году руководство Chrysler решило продать Lamborghini индонезийской компании MegaTech. Дела шли ни шатко ни валко. В немалой степени это было связано с тем, что среди акционеров оказался Хуотомо Сухарто, сын индонезийского диктатора. Волнения в этой стране смели режим Сухарто.
Однако брэнд со знаменитым быком уцелел. В 1998 году компанию купила группа Audi. Она стала именоваться Automobili Lamborghini Conducting. Сейчас в ней три основных направления: кроме сугубо автомобильного, это выпуск катеров, а также лицензирование и продажа морских двигателей.
Даже после создания постулатов Феруччио Ламборгини, они остались главными критериями успеха компании:
– Для успеха на рынке автомобили Lamborghini должны быть агрессивными, легкими в управлении и немного экзотичными.
– Автомобиль Lamborghini должен быть совершенным, но не превращаться в «техническую бомбу», напичканную дорогими аксессуарами.
– Машина должна стоить хотя бы на $1600 дешевле, чем Ferrari.