Анализ показателей рентабельности предприятия




Анализ показателей рентабельности предприятия



рентабельность собственного капитала показывает

Любого человека, который занимается практической предпринимательской деятельностью, интересует эффективность его бизнеса. Как провести анализ эффективности своей деятельности, не прибегая к помощи дорогостоящих консультантов? Методов оценки эффективности бизнеса очень много. Дипломированные экономисты знают, что эти методы зачастую очень сложны, а вопросам их применения посвящены тысячи книг и диссертаций.

Мы не ставили задачей статьи заменить эти фолианты, а попытаемся написать обзор практического применения некоторых показателей эффективности. Ознакомившись с материалами данной статьи, вы сможете относительно легко оценить свою деятельность и даже увидеть «узкие места» и способы их устранения.

Анализ показателей рентабельности предприятия

Данная статья посвящена оценке производственной деятельности. Для оценки эффективности организаций, которые, в основном, занимаются торговлей, существуют дополнительные показатели, которые будут рассмотрены в других статьях.

Самым распространенным методом оценки эффективности экономической деятельности является расчет рентабельности. Расчет показателей рентабельности это альфа и омега деятельности экономиста. Сколько же есть показателей рентабельности? Ответ ставит в тупик людей далеких от экономики. Таких показателей более двадцати! Мы рассмотрим только некоторые из них, которые наиболее информативны и применяются чаще всего.

Что такое рентабельность в целом

Как и большинство устоявшихся терминов в экономике и бухгалтерии это слово происходят из Германии XIX века. Немецкое прилагательное Rentabl можно перевести как доходный/доходное. В общем виде рентабельность чаще всего применяют в виде коэффициента, который отражает отношение прибыли к тем или иным ресурсам. Начнем с наиболее актуальных показателей.

Анализ эффективности продукции

Выгодность/невыгодность продукции, чаще всего, оценивают по ее рентабельности (в процентах). Рентабельность продукции показывает, какая продукция наиболее вам выгодна. Это не значит, что именно этот вид продукции приносит вам наибольшую валовую прибыль и вносит наибольший вклад в рентабельность предприятия в целом. Огромную роль играет и объем этой продукции.

Расчетная формула очень проста:

РП = ПР*100/Сст (в процентах)

Здесь ПР – прибыль от реализации продукции, а Сст – ее себестоимость. По этой формуле очень легко рассчитать совокупную рентабельность всей продукции и предприятия в целом.

Особенно эффективно применение этого показателя в ретроспективе, но анализ по рентабельности отдельным видам продукции затруднителен. Почему? Все дело в себестоимости отдельных видов продукции. Не углубляясь полностью в этот довольно сложный вопрос, поясним на примере только накладных расходов.

Допустим, ваше предприятие выпускает четыре типа автоматических соковыжималок и два типа мясорубок (кроме еще 25 видов продукции). Любой экономист, закончивший курсы «экономического ликбеза», разнесет накладные расходы на каждый вид продукции. Однако картина может быть искаженной. Например, расходы на очень дорогой конструкторский отдел будут тянуть вниз рентабельность мясорубок, которыми конструкторы не занимаются и так далее.

Материалоемкая продукция, требующая привлечения для производства значительных (у нас в России еще и дорогих) заемных средств, также тянет вниз общий показатель по предприятию.

Предприниматели практики очень часто нарушают академическую чистоту (да простят их «доценты с кандидатами») расчетов. Они считают себестоимость как сумму затрат на сырье (Зс), материалы (Зм), энергию (Зэ) и зарплату основных рабочих (Ззп). Причем используют регламентные цифры. То есть используют формулы:

Сст = Зс Зм Зэ Ззп

РП = (Цр – Сст)*100/Сст

В этой формуле разность цены реализации (Цр) и себестоимости (Сст) это условная прибыль. Такой «не классический» подход, кроме того, очень удобен при принятии решений по постановке на производство новых видов продукции.

Инвестиции в новые виды продукции — это отдельная тема, которая связана с затратами на разработку (приобретение патента), капвложениями в оборудование и так далее.

Анализ показателей рентабельности предприятия

Небольшая ремарка. Иногда предприятие вынуждено производить заведомо невыгодную продукцию (даже с отрицательной рентабельностью) в интересах увеличения объема продаж. Это часто связано с желанием оказывать комплексные услуги (поставки) и не зависеть от ненадежных смежников.

Рентабельность основных средств

Так как наша статья — это не академическое пособие по экономике, а руководство для практического использования, то мы вынуждены заметить, что классическая формула рентабельности основных средств (Рос), на практике мало о чем говорит:

Рос = Прибыль*100/Сос

Это связано с тем, что балансовая (как говорят предприниматели «бухгалтерская») стоимость основных средств (Сос) очень часто имеет мало общего с их реальной стоимостью. «По секрету» сообщим, что в малом бизнесе формула рентабельности основных фондов применяется для анализа не часто. Но если вы создаете свое предприятие «с нуля», то эта формула играет колоссальную роль в оценке окупаемости производства.

Рентабельность капитала

В современной литературе этот показатель часто обозначают аббревиатурой ROE:

ROE = Чпр*100/К (%)

Рентабельность капитала показывает инвестору (сособственнику), сколько денег (чистой прибыли – Чпр) приносит каждый рубль капитала (К). Эта величина играет существенную роль при принятии решений о привлечении инвестиций, заемных средств и кредитов. Общим местом является постулат о том, что чистая прибыль после вычета стоимости пользования займом (процентов по кредиту) должна быть больше нуля. В отдаленной перспективе это, безусловно, так. Но в краткосрочном периоде отрицательный показатель «не смертелен» и часто является разумным риском.

Анализ показателей рентабельности предприятия

Для крупных компаний с диверсифицированным бизнесом этот показатель один из самых важных. В классическом виде рентабельность собственного капитала показывает привлекательность компании. Этим показателем часто оперируют в публичной сфере.

В истории капитализма (это особенно характерно для США) манипуляции с показателем ROE происходили достаточно часто. Действительно, небольшой собственный капитал в сочетании с высоким объемом займов существенно повышает ROE, что делает компанию весьма привлекательным объектом для вложения средств.

Не все мелкие инвесторы способны самостоятельно проанализировать открытую информацию публичных компаний полностью.

Регулярные займы с процентной ставкой выше рентабельности капитала вначале «незаметны», но, в конце концов, могут погубить бизнес и компанию. Это и приводит к краху многих. Вспомним еще не забытый 2008 год. Переоценка привлекательности не доводит до добра.

Рентабельность активов

Здесь тоже формула очень простая:

Ра = Чп*100/Сактивов (%)

В стоимость активов (Сактивов) входит среднегодовая стоимость основных фондов, оборотных и внеоборотных активов. Рентабельность активов показывает отдачу от средств, затраченных на формирование активов. Данный показатель лучше всего анализировать в ретроспективе. Это связано с тем, что вырванный из «исторического» контекста показатель не информативен.

Например, предприятие в 2015 году построило новый производственный участок стоимостью 12 миллионов рублей. Посмотрим на этом примере динамику Ра за 2014—2015 годы.

2014 год

Прибыль (Чп) – 8500000 рублей

Сактивов – 42000000 рублей (22 миллиона основные фонды и 20 миллионов оборотные активы).

Ра = 8500000*100/42000000 = 20.2%

2015 год

Чп = 8500000 рублей, Сактивов = 54000000 рублей (условно считаем, что оборотные и внеоборотные активы не изменились).

Ра = 8500000*100/54000000 = 15.7%

2016 год

Чп = 12000000 рублей, Сактивов = 60000000 рублей (возрастание на 6 миллионов рублей за счет роста оборотных активов).

Ра = 12000000*100/60000000 = 20%

Сделать выводы предоставляем вам.

Анализ показателей рентабельности предприятия

Заключение

Анализ показателей рентабельности предприятия в «голом» виде на основании только относительных цифр и коэффициентов не дает реальной картины. Например, в приведенном выше примере, рентабельность основных фондов в 2014 году была 38.6%, а после пуска нового участка в 2016 стала 35.3% (то есть снизилась). Рентабельность активов практически не изменилась (смотри выше). Рентабельность оборотных активов в 2014 году была:

Роа = 8500000*100/20000000 = 42.5%

А в 2016 стала:

Роа = 12000000*100/25000000 = 48%

Общий вывод – положительный. Инвестиции себя оправдали. Но, если взять тот же случай, но на новом участке производится продукция с длинным производственным циклом, вследствие чего оборотные активы возросли не на 5 миллионов, а на 20. Тогда:

2014 Ра = 20.2% Рос = 38.6% Роа = 42.5%

2016 Ра = 16.2% Рос = 35.3% Роа = 30%

Ответ уже не столь очевиден. Тем более, если кто-то хочет «утопить» директора фирмы, то фраза «из-за неэффективного руководства рентабельность основных активов снизилась в 1,5 раза» будет громким аргументом для людей, которые не вникают в суть вопроса.

Для принятия правильного и взвешенного решения нужно анализировать дополнительные показатели. Тогда это и будет комплексный анализ.

На более или менее крупном предприятии сравнение плановых цифр рентабельности с реальными результатами дает обильную пищу для анализа допущенных просчетов. Знание формул облегчает задачу анализа.



Читайте также: