Что такое чистая прибыль предприятия
Учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике страны, руководители предприятий должны иметь хороший запас знаний и навыков, чтобы не обанкротиться. Не знать или не понимать законы бизнеса – это непозволительная роскошь, которая быстро приводит к печальному результату.
Определение чистой прибыли
Давайте разберёмся, что такое чистая прибыль предприятия. Чистой прибылью называют ту долю доходов предприятия, которая осталась после того, как выплачено то, что заработали сотрудники и оплачены налоги и отчисления в бюджет.
Как правило, такой вид прибыли используют для увеличения оборотных средств, фондов, резервов и проведения реинвестирования. Помимо этого, именно получив чистую прибыль, выплачивают дивиденды акционерам.
Увеличение показателей чистой прибыли за какой-то период времени будет свидетельствовать о том, что предприятие работало хорошо, а снижение, естественно, скажет о том, что на предприятии не всё благополучно и владельцам стоит насторожиться.
Расчёт прибыли
Рассчитать чистую прибыль несложно. Для этого есть достаточно простая формула.
ЧП=Ф В О-Н, где:
- Ф – финансовая прибыль;
- В – валовая прибыль;
- О – операционная прибыль;
- Н – налоги.
Соответственно, чтобы рассчитать чистую прибыль, нам нужно знать некоторые показатели, содержащиеся в финансовом отчёте.
Полученный результат, поможет определить насколько выгодно существование данного предприятия. Естественно, если мы получаем значение со знаком “-“, то дела идут хуже некуда. Но и положительный результат — это не всегда гарантия успешности. Если показатель невысокий, то у вас не будет хватать средств для мотивации персонала и дальнейшего развития предприятия.
Использование чистой прибыли
Чистая прибыль предприятия это возможность для предприятия оплатить расходы за текущий период, а также использовать эти средства для дальнейшего развития производства или фирмы.
В законах Российской Федерации нет чётких требований, согласно которым должна распределяться чистая прибыль на предприятии. Единственное условие её распределения – это отсутствие противоречий с законом. Наиболее часто такой вид прибыли распределяется на:
- организацию фондов (инвестиционных, накопления, социальных и тому подобное);
- дивиденды;
- резервный капитал;
- если существует возможность — на увеличение уставного капитала.
Рассмотрим подробнее такие способы распределения прибыли.
Организация фондов
Для того чтобы формировать различные фонды на предприятиях, необходимо решение общего собрания либо соответствующие пункты должны быть внесены в Устав предприятия.
Дивиденды
Выплачиваются в зависимости от доли участия в уставном капитале предприятия. Решение о выплате принимается общим собранием.
Резервный капитал
Отчисления на создание резервного капитала являются обязательными для акционерных обществ (АО). Тем не менее, формировать резервный капитал могут предприятия с различной формой собственности.
Из средств резервного капитала покрываются убытки за отчётный период, что позволяет показывать положительную динамику и выплачивать дивиденды.
Уставной капитал
Направить чистую прибыль на увеличение уставного капитала можно после положительного решения общего собрания.
Пути увеличения чистой прибыли
Чистая прибыль — это важный показатель, который характеризует доходы предприятия в целом и предпринимателя в частности. Поэтому вопрос о её увеличении – это всегда важно и актуально.
Как правило, для увеличения прибыли крупные компании нанимают специальные организации, но небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели не могут себе этого позволить. Мы рассмотрим основные меры, которые стоит предпринять, чтобы повысить доходность бизнеса.
Первое, с чего нужно начать это анализ внутренних процессов на предприятии и анализ маркетинга продаж, затем разработать меры по увеличению продаж и снижению расходов. Это очевидные меры, которые предпринимают практически все. Но есть более незаметные, но не менее важные факторы, которые влияют на прибыль предприятия, в том числе и на чистую.
К менее популярным мерам относится сокращение численности персонала (или снижение заработной платы), оптимизация товарных запасов и увеличение маржи. Кроме того, прибыл можно значительно увеличить, если увеличить объёмы выпускаемой продукции, улучшить её качество, снижение себестоимости продукции. Увеличить прибыль можно и с помощью модернизации производства, увеличению производительности труда и снижение неоправданных потерь. Наконец, увеличения можно достичь увеличением рынков сбыта, расширением дилерской сети и оптимизацией системы реализации продукции.
Выводы
На самом деле с понятием «чистая прибыль» не всё так просто, как хотелось бы. На данном этапе, нет чёткого определения в законах этого понятия. Такое понятие существует только в нормативных документах, которые регулируют ведение бухгалтерской отчётности в России.
Невзирая на то, что прибыль — это чрезвычайно важный показатель экономической стабильности предприятия она далеко не полностью характеризует качество и эффективность его работы. Чтобы понять, насколько эффективен этот вид бизнеса необходимо соотнести полученную прибыль и затраты на получение этой прибыли.